18.09.2008 02:00
Культура

"Киношок": "Коллекционерша" лечит атрофию чувств видеоклипами

XVII "Киношок" перевалил за середину
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4753)
Читать на сайте RG.RU

Вчера зрители кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" увидели два конкурсных фильма из Литвы и России.

"Коллекционерша" - картина молодого литовского режиссера Кристины Буожюте, основной посыл которой парадоксально перекликается с девизом от режиссера Тимура Бекмамбетова в фильме "Особо опасен" - "Ты опасен, но зато - свободен".

Главная героиня картины Гайли переживает смерть отца от рака. Постепенно она замечает, что эмоциональный стресс привел ее к атрофии чувств. Но Гайли не замыкается в себе, она находит оригинальный способ, чтобы вновь обрести способность к переживаниям. Женщина начинает снимать провокационное видео, коллекционируя эмоции: риск, любовь, ненависть. Только просматривая видео, Гайли вновь начинает конструировать свой собственный мир. Занявшись этой реконструкцией, героиня находит себе единомышленника. Испытание на прочность границ дозволенного она продолжает вместе с молодым оператором. Режиссер картины отмечает, что подобная атрофия чувств в психиатрии имеет свое название - деперсонализация.

- Идея картины родилась, когда я стала задумываться о том, почему современные люди становятся эмоциональными, только когда смотрят себя на видео, - говорит Кристина Буожюте. - Возможно, человек может понять себя только тогда, когда сам становится актером? Ведь сейчас все пользуются видеокамерами, смотрят ролики в Интернете.

Поиск себя в современном мире в картине "Коллекционерша" увидел и председатель жюри полнометражного конкурса "Киношока" писатель Андрей Битов:

- На одной из пресс-конференций я говорил, что очень сложно перевести на русский язык слово identity (идентичность, самостоятельность). Все переводы звучат неуклюже, не получается. Но однажды знакомая переводчица предложила мне такой вариант - перевести это слово как "я", "я - сам". Это и есть самая сильная сторона этого фильма. Каждый нормальный человек этой болезнью болен.

У другого члена жюри - Юрия Беляева свой актерский взгляд на картину. Ему показалось чрезмерным использование в фильме крупных планов. "Я не понимаю, что можно сыграть ногтями, ушами и волосами?" - спросил Юрий Беляев у режиссера.

Кристина же считает, что таким образом она как раз и старалась передать эмоциональную несостоятельность главной героини.

- У этого пути нет цели, мы не знаем, к чему в результате придут Гайли и соавтор ее видеоопытов. Я сознательно не хотела делать фильм морализаторским, - говорит режиссер.

Поисками границ дозволенного занимается и Владимир Зайкин, автор фильма "Пятница, 12" (Россия). Жанр кино можно определить как черная комедия или пародийный триллер. В городе завелся серийный убийца. Вершит он свое черное дело только по пятницам, и на его счету уже двенадцать жертв. Поэтому милиционер (роль исполняет Михаил Ефремов), работающий над раскрытием преступлений, и прозвал душегуба "Пятница - двенадцать".

Впрочем, главный герой не он, а еще один следователь (Никита Высоцкий), которому как раз удается поймать Пятницу. Только работает он с подозреваемым отнюдь не гуманными методами. Собственно, в какой-то момент следователь сам становится маньяком.

А вечером гости фестиваля мысленно переместились в парк культуры советского периода. На "Киношоке" прошел вечер ностальгии. Народный артист СССР Владимир Зельдин поделился своими воспоминаниями и исполнил песню из кинофильма "Свинарка и пастух", напомнив публике, что всегда поет вживую.

Мировое кино