Погружение батискафов "Мир" обернулось сенсацией: на дне Байкала ученые нашли следы затонувшего в XIX веке обоза, который перевозил серебро.
По словам участников экспедиции, заниматься кладоискательством они не собирались. Однако им было известно, что в районе погружений - близ мыса Шаманский - раньше проходила ледовая дорога.
- В хрониках записано, что в январе 1867 года из Москвы на ярмарку в Кяхту двигался обоз, который вез серебро, - пояснил корреспонденту "РГ" археолог Алексей Тиваненко, участвовавший погружении. - Указывается также, что первая телега провалилась в промоину и затонула. Казаки с ямщиками до весны дежурили возле полыньи, пытаясь поднять груз, но безрезультатно.
Когда приборы батискафов зафиксировали на дне озера три крупных металлических объекта, ученые предположили, что это может быть "то самое" серебро. Изучив прилегающую территорию, они обнаружили царапины от металлических крюков и обрывки волосяных веревок.
- Возможно, это остатки приспособлений, которыми пытались поднять груз, - предположил Алексей Тиваненко.
Зафиксировав место предполагаемого клада, батискаф, пробыв под водой почти 8 часов, поспешил наверх. Чтобы поднять клад, необходимы специальные приспособления, похожие на трубу, всасывающую лежащие на грунте предметы. Ведь, как объяснил Алексей Тиваненко, кожаные мешки, в которых перевозились деньги, давно превратились в труху. И, скорее всего, монеты разбросаны по дну.
Тем временем в службе государственной охраны объектов культурного наследия Республики Бурятия возмущены тем, что участники экспедиции проводили археологические изыскания без соответствующих документов. Оказывается, ученые должны были получить открытый лист в Институте археологии в Москве. Без этого документа всякие работы считаются незаконными, даже осмотр археологической находки.
- Ни Тиваненко, ни кто-либо другой с заявкой о поисках кладов на дне Байкала к нам как к представителям института не обращался, - подчеркнул эксперт службы Василий Конев.
По его словам, необходимость строгого соблюдения этой процедуры имеет веские причины.
- Еще до того, как клад будет поднят, необходимо его тщательно изучить и детально описать, - пояснил он. - В противном случае мы лишимся ценнейшей информации. Необходимо, чтобы участники экспедиции это понимали и отнеслись к археологической находке максимально бережно.
В свою очередь Алексей Тиваненко сообщил, что планирует продолжить поиски клада весной будущего года, когда на Байкале установится благоприятная погода и появится дополнительное финансирование подводного проекта.