В Астрахани представители финансовых ведомств регионов Северного Кавказа обменялись опытом по увеличению доходной базы бюджетов.
- Доходы консолидированных бюджетов регионов формируются на 80 процентов за счет налоговых сборов. Именно в этой сфере надо изыскивать резервы увеличения доходов, - рассказал заместитель руководителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края Игорь Галась и добавил, что поскольку полномочия субъектов ограничены, приходится изыскивать различные формы работы, где-то нетрадиционные, где-то построенные на административном ресурсе.
О таких формах работы в разных субъектах ЮФО и шла речь на заседании комитета по бюджету и налоговой политике ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации федерального округа "Северный Кавказ".
На мероприятии было отмечено, что в Астраханской области несколько лет назад юридических лиц закрепили за министерствами и районами. Если численность штата предприятия больше 50 человек - его курирует министерство, если меньше 50 - районы. Крупных хозяйствующих субъектов набралось около 500. Муниципальные органы власти взяли под крыло 4000 мелких предприятий. По каждому юридическому лицу устанавливается задание доходам, прежде всего по сбору налога на доходы физических лиц, который легче всего рассчитывать и контролировать. Причем в случае успешного выполнения задания по сбору налога министерства, агентства, курирующие мобилизацию налогов по отраслевому принципу, получают премии. А юридические лица, которые открыто работают с налоговыми и другими контролирующими органами, - сертификаты доверия правительства. Кроме того, минфин области заключил пять тысяч соглашений с различными предприятиями, в которых те дали согласие на послабление налоговой тайны о себе. То есть согласились, чтобы налоговая служба предоставляла сведения об их налоговых платежах министерству финансов. Теперь тот, у кого недоимка по налогам превысит 50 тысяч рублей, попадет на страницы газет.
В Краснодарском крае все предприятия также закрепляются по отраслевому признаку за министерствами. Но там, например, эффективность работы с убыточными предприятиями курируемой отрасли - один из критериев оценки руководителей органов исполнительной власти. У минфина Астраханской области жизнь с недавних пор тоже усложнилась: в 2007 году губернатор потребовал, чтобы зарплаты меньше 6 тысяч в среднем на одного работающего не было. Пришлось изощряться, придумывать схемы, как бы выжать из бизнеса зарплаты такого уровня.
- Мы рассчитали сумму подоходного налога по каждому юридическому лицу, довели ее до сведения министерств и районов. Тут стали раздаваться упреки со стороны предпринимателей - вы что там рулите нами. Говорю открыто: без административного нажима никаких подвижек не будет, а будет мониторинг в рафинированном виде. Мы будем простыми регистраторами, а влиять и управлять процессом не сможем. Тяжело шло выполнение задания, справилось с ним 50 процентов юридических лиц. В этом году губернатор нас озадачил, подняв планку зарплат до 15 тысяч, - поделился с коллегами-финансистами из регионов ЮФО министр финансов Астраханской области Станислав Миронов.
Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края тоже использует рычаги давления, например, пользуется информацией из неофициальных источников. В частности, уже работает телефон горячей линии, куда каждый может позвонить и сообщить о фактах выплаты зарплаты в конвертах или других схемах занижения зарплаты. Эти сведения направляются в органы МВД. В ходу отраслевые - трехсторонние - соглашения между работодателем, инспекцией по труду и органом исполнительной власти, устанавливающие минимальный размер оплаты труда на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения, который в Краснодарском крае сегодня составляет 4,6 тысячи рублей.
Но на одном НДФЛ бюджета не сделаешь. Сейчас минфин активно работает с земельным налогом. Для этого у ведомства есть база данных на 400 тысяч землевладельцев; сведения персонально по каждому хозяину участка: кадастровый номер, площадь, а также рассчитана сумма к уплате налога и фактическое его поступление. Оказалось, землевладельцы в среднем платят в четыре раза меньше. Правда, налоговый потенциал считали по максимальной ставке земельного налога без учета льгот. И все же сошлись на том, что стандарт должен составлять не менее 80 процентов от идеальной величины.
Хуже всего поддается расчетам налог на прибыль. В Краснодарском крае сделали ставку на предприятия, выступающие с инвестиционными начинаниями. Для компаний, реализующих одобренные инвестиционные проекты, понижена на четыре процента региональная часть налога на прибыль, установлены льготы по налогу на имущество, понижена ставка арендной платы, не говоря о субсидировании части затрат по уплате процентов по кредитам. А вот для многих других организаций, наоборот, отменяется большой перечень льгот, в первую очередь по налогу на имущество, чтобы научились разумнее им пользоваться.
P.S.
Результатами администрирования налогов в минфине Астраханской области не довольны, особенно когда сравнивают себя с регионами-близнецами - Калугой, Рязанью, Тверью, где ВРП такой же, численность населения одинаковая и все остальное тоже похоже. В Калуге, например, налогов в расчете на одного жителя собирают больше. И по наращиванию НДФЛ Калуга, Тверь и Краснодар имеют более высокие темпы.