Вслед за началом нового учебного года начались занятия в учреждениях дополнительного образования. Несмотря на то, что набор в муниципальные секции и кружки завершился 15 сентября, привести ребенка в них можно в любое время.
Творческих объединений, как сейчас принято называть тематические кружки, детских спортивных школ и секций во Владивостоке достаточно. Главное - выбрать те занятия, которые ребенок будет посещать с удовольствием. Ведь доказано, что от науки по принуждению толку не будет.
Музыка под конвоем
Бухгалтер коммерческого банка 36-летняя Юлия с детства мечтала играть на фортепиано, но ее отец был военным строителем, семья чуть ли не каждый год переезжала с места на место, и поступить в музыкальную школу девушке не довелось. Юлия выросла, вышла замуж, родила дочку, которую и решила отдать учиться музыке, как только Иришка перешла во второй класс.
- Мы пришли на общий сбор, посмотрели, Иришка быстро познакомилась с другими детьми, сказала, что будет заниматься, - вспоминает Юлия. - Но, отходив неделю на занятия по вокалу, хору и особенно сольфеджио, дочка заявила: больше в школу ходить не хочу.
Мама решила, что Иришка просто ленится, и продолжала настаивать на посещении занятий. Сама водила дочку в школу, разговаривала с преподавателями, которые уверяли, что, если у девочки не возникнет желания заниматься, никакого прогресса не будет.
- Так мы промучились четыре года, - вспоминает Юлия. - Чего только я не пробовала, чтобы стимулировать дочку к занятиям: и фортепиано купила, и поощряла за хорошие оценки, но она все равно шла в школу неохотно, пропускала уроки при каждом удобном случае, не делала домашних заданий.
Обоюдные мучения прекратились, когда семья переехала в другой район. До музыкальной школы добираться стало долго, и теперь Юлия, поддавшись на уговоры дочери, разрешила ей бросить занятия.
- Неделю назад подружка пригласила Иришку сходить с ней в секцию по волейболу. Дочка пошла, ей понравилось, и она заявила, что будет заниматься, еще и на кружок по домоводству записалась, - говорит мама. - А из программы музыкальной школы исполняет только "собачий вальс", которому ее научила подружка, когда мы только купили инструмент.
Интерес для успеха
По словам главного специалиста отдела общего и дополнительно образования администрации Владивостока Ирины Щур, преимущество дополнительного образования перед школой как раз в том, что ходить в творческие студии, школы и спортивные секции никто не обязывает.
- Родители и ребенок сами выбирают, куда и с какого возраста записываться, - объясняет Ирина Михайловна. - С годами дети получают определенные навыки, разряды в спорте, призы на творческих конкурсах, но если обучение не заладилось, можно без проблем прекратить посещать занятия, сменить кружок или секцию.
В том, что ребенок меняет увлечения, ничего страшного нет. Так считает заместитель директора МОУ ДОД "Центр детского творчества Владивостока" Светлана Николаева:
- Маленький человек находится в поиске, что-то пробует, определяя, подходит ему это или нет, - говорит она. - Так же как взрослые, они переходят с одной работы на другую, в поисках оптимального варианта.
Как отмечают специалисты, выбирая занятия после школы, главное - увлечь чадо творчеством или спортом и свести сидение за компьютером до минимума.
- Дополнительное образование разнообразит жизнь, - считает Светлана Николаева. - Если сомневаетесь в выборе, можно просто прийти в центр детского творчества или спортивную секцию, посоветоваться с администратором, походить на занятия, поучаствовать в них. Если не получилось, пробуйте что-то другое.
По наблюдениям педагогов, традиционно популярными среди девочек остаются кружки мягкой игрушки, хорового пения, танцев, дизайна и пошива одежды. Мальчишки предпочитают спортивные, военно-патриотические секции и клубы, ходят в различные технические кружки.
Не испытывают недостатка в учениках и концертные студии и музыкальные школы. Как рассказывает педагог хора городской концертной студии Галина Павлюк, артистам проще привлекать детей:
- Ребята видят своих сверстников на сцене красивыми, увлеченными, нарядными и тоже хотят быть такими, - объясняет Галина Ильинична. - Тем более, что сурового конкурсного отбора у нас нет, принимаем всех желающих, только занимаемся по разным программам.
Льготы для талантов
За счет того, что учреждений дополнительного образования в городе довольно много, некоторые, чтобы привлечь детей, работают семь дней в неделю с раннего утра до позднего вечера. Принимают в секции и кружки, как правило, школьников, но в некоторых спортивных секциях, концертных студиях создают подготовительные группы с пяти-шести лет.
Старшеклассники больше внимания уделяют занятиям по профориентации, серьезно занимаются иностранными языками, информатикой.
В группы набирают до 15 человек, из-за отсева на второй год обучения остается 10-12 детей - в зависимости от направления творческой студии или спортивной секции.
Для тех ребят, кто занимается серьезно на протяжении многих лет, существуют определенные льготы при поступлении в вузы. Исполнителей хоровых студий - лауреатов различных конкурсов - без проблем берут на бюджетные места, у мальчишек из клуба военных патриотов нет проблем при зачислении в военные училища. По наблюдениям педагогов, даже если ребенок не свяжет свою жизнь с творчеством, он все равно останется лидером, будет применять творческие способности в дальнейшей жизни.
- В первую очередь мы занимаемся эстетическим воспитанием детей, - говорит Галина Павлюк. - Наши студийцы умеют держать себя на сцене, общаться с людьми, они приучены трудиться и добиваться высоких результатов.
Наталья Иванюшина, семейный психолог:
- Проблема чем занять ребенка после школы, довольно серьезна. Залог ее успешного решения - внимание к ребенку, помощь и поддержка со стороны родителей. Надо знать об интересах и увлечениях сына или дочери и развивать их.
Желая чему-то научить, нужно не только требовать от ребенка безупречного выполнения задачи, но и подавать собственный пример. Если хотите развивать его физически, начните делать вместе зарядку, лучше в игровой форме - давай встанем, потянемся к солнышку. Вместе рисуйте, танцуйте, мастерите поделки. Тогда ребенок поймет, как это здорово, и начнет заниматься с удовольствием.
- Ситуации бывают разные, может случиться так, что ребенок хочет заниматься, но в выбранный кружок или секцию его не принимают по различным причинам. Чтобы не травмировать чадо, замените увлечение тем, что ребенку по силам. К примеру, девочку вместо балета запишите на бальные танцы.
- Если видите, что ребенок начал посещать занятия с неохотой, пропускать, выясните, что не нравится. Когда не складываются отношения со сверстниками, поговорите с руководителем, постарайтесь вместе помочь ребенку войти в коллектив. Если нет взаимопонимания с тренером, педагогом, чтобы не усугублять конфликт, лучше перевести ребенка к другому преподавателю.
- Но если проблема в нежелании ребенка заниматься именно в этом кружке, лучше на него не давить и перевести на другие занятия. Как психолог я против насильственного поведения. Занятия по принуждению будут для ребенка мучением - вплоть до того, что он может заболеть без видимых на то причин.
- Совершенно другое, когда ребенок устает, не может привыкнуть к нагрузке. Когда так было с моим племянником, я начала ходить с ним на занятия по кендо, мы вместе вставали, я присутствовала в зале. Племянник мне показывал упражнения, почувствовал, что сам за меня отвечает, занятия стали проходить веселее, и мой мальчик постепенно привык к нагрузке. Кроме того, любое совместное дело сближает.