Сегодня депутаты рассмотрят в первом чтении проект федерального бюджета на 2009-2011 годы. И утвердят его основные характеристики: прогнозируемые объемы доходов, расходов, внутреннего и внешнего долга, а также прогнозируемые размер ВВП и уровень инфляции.
Как сообщили "РГ" в Комитете Госдумы по бюджету и налогам, доходы федерального бюджета в 2009 году планируются на уровне 10,927 трлн рублей (21,2 процента ВВП), в 2010-м - 11,733 трлн (19,8 процента ВВП), в 2011-м - 12,839 трлн рублей (19 процентов ВВП). Суть в том, что 2008 год станет переломным с точки зрения объема поступлений нефтегазовых доходов.
"Их сокращение в 2011 году по сравнению с 2008 годом с 11,2 процента в ВВП до 6,9 процента (в абсолютной сумме на 307,1 млрд рублей) делает еще более актуальной задачу увеличения доходной базы бюджетов нашей страны за счет налогов, не связанных с нефтегазовым сектором, - пояснил корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. - Необходимо также активнее реализовывать нефтегазовые доходы от экономической и внешнеэкономической деятельности. Резервом дополнительных поступлений, помимо производственных, в бюджет могли бы стать доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, платежи от использования природных ресурсов, доходы от ввозных таможенных пошлин.
В целом трехлетний бюджет при умеренных темпах роста направлен на развитие приоритетных направлений для социально-экономического развития страны".
Вместе с тем у законодателей есть ряд существенных замечаний и рекомендаций правительству РФ, направленных на повышение точности прогноза макроэкономических показателей и решение задачи по обеспечению снижения уровня инфляции. "Для этого целесообразно разработать действенную меру по ограничению роста цен на продовольственные товары, горюче-смазочные материалы и провести проверку обоснованности цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, - продолжает Юрий Васильев. - Особое внимание депутаты акцентируют на порядок использования остатков средств бюджета на начало текущего финансового года в условиях действия механизма "скользящей трехлетки". Также нуждается в усовершенствовании и качество планирования расходов бюджета на среднесрочную перспективу. Для этого необходимо подготовить уточнения отдельных положений редакции Бюджетного кодекса".