Семья ингушского инвалида Магомеда Оздоева долгие годы живет за счет судебных компенсаций: житель Малгобека за последние пятнадцать лет инициировал более десяти судебных разбирательств, участвовал в полусотне заседаний и проиграл лишь очень немногие из них.
Ответчиком выступал Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а предметом судебных споров стали компенсационные выплаты за потерю трудоспособности. В 1989 году Магомед Оздоев, сорвавшись с девятиметровой высоты, получил тяжелую травму позвоночника и стал инвалидом первой группы со стопроцентной потерей возможности трудиться. Диагноз врачей был неумолим - повреждение спинного мозга и атрофия. В то время старшему из шести его детей было всего тринадцать. Вся тяжесть ухода за практически неподвижным отцом легла на хрупкие детские плечи.
Руководство совхоза "Дубрава" Карагайского района Пермской области, в котором до несчастного случая работал Оздоев, отказалось выплачивать положенные ему компенсации. Инвалид добился этого через суд. В следующем году он снова обратился в судебную инстанцию, и с совхоза были взысканы расходы на питание и предметы ухода для бывшего работника.
Когда "Дубрава" развалилась, Магомед Оздоев подал иск к Пермскому региональному отделению ФОМС, к администрации Карагайского района и к восьми колхозам и местному профтехучилищу, к которым перешло совхозное имущество, - о возмещении вреда, причиненного увечьем при исполнении трудовых обязанностей. В итоге судья постановил взыскать с соцстраха более 20 миллионов рублей, насчитанных за два последних года с момента увечья Оздоева. Добиться этого инвалиду помогли местные СМИ и депутаты Госдумы, к которым он обратился.
Шесть лет назад семья Магомеда Оздоева переехала на постоянное местожительство в Ингушетию, куда Пермское отделение ФОМС передало все документы, касающиеся выплаты компенсаций инвалиду. После трехлетних перечислений положенных ему сумм региональный соцстрах вдруг известил Оздоева, что по действующему законодательству часть компенсаций ему не положена. Другой бы на месте инвалида сложил руки. Но не тут-то было. Шестидесятилетний Магомед Оздоев решил снова защитить свои интересы через суд и в январе 2006 года выиграл тяжбу, получив от фонда 170 тысяч рублей компенсации, в том числе за приостановленные выплаты с начислением пени.
Но сочтя не все свои законные требования выполненными, Оздоев пишет новое исковое заявление, и Назрановский суд опять принимает решение в его пользу, обязав региональный соцстрах выплатить ему еще 400 тысяч рублей. После отмены этого решения коллегией Верховного суда республики Магомед Оздоев снова обивает пороги судебной инстанции.
Недавно состоялся последний процесс, после которого региональное отделение ФОМС, уже не дожидаясь очередного обращения инвалида в суд, возобновило ему все выплаты, осуществляемые до 2005 года. Также фонду пришлось оплатить Оздоеву услуги адвоката и моральный ущерб в размере 150 тысяч рублей.
- Сейчас я получаю все то, что мне положено, - говорит инвалид. - И эта сумма выросла на две тысячи рублей в месяц. Но дело не только в деньгах. Я не вор и требую от государства, чтобы оно меня уважало. Главное - восстановление справедливости. В суде работники соцстраха нагло заявляли мне - иди и жалуйся, все равно ничего не получишь. Я доказал обратное.