Пауза, возникшая при вступлении России в ВТО, предоставляет возможность переоценить пройденный страной путь к Всемирной торговой организации с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций десятилетней давности. Ведь основные протоколы по условиям присоединения к ВТО возникли до обнародования основных положений Стратегии-2020, а с ее утверждением многие прежние подходы просто устарели.
Заявку на присоединение к ВТО Россия подала еще в 1993 году, а реальные переговоры начались в 1995 году. Длительный переговорный процесс со всей очевидностью показывает, что главные игроки ВТО, в первую очередь Америка, не стремятся пускать Россию в эту организацию на приемлемых для России условиях. Им больше нравилась сырьевая Россия 90-х годов с открытым растущим российским рынком для их товаров и услуг. В структуре товарных ресурсов розничной торговли поступления по импорту уже составляют около 50 процентов, а в крупных городах этот показатель превышает 70 процентов.
За период "неприсоединения" к ВТО экономических потерь наша экономика не могла ощутить по той причине, что ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений. Надо ли говорить, что структура экспорта в эти годы не могла быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей из-за чрезмерной изношенности и отсталости мощностей.
В связи с этим возникают вполне естественные вопросы, а готова ли экономика страны к немедленному членству в ВТО?
Понятно, что речь прежде всего идет об условиях вступления. Здесь есть несколько существенных моментов. Во-первых, на пути к интеграции в мировую экономику недопустимо втянуться в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена. Показатели товарооборота говорят о возможности такого сценария. Более того, от нас продолжают настойчиво требовать снижения и даже полной ликвидации действующих экспортных таможенных пошлин. Это приведет к невосполнимым потерям бюджета и окончательно закрепит страну в качестве сырьевого придатка мировой экономики.
Во-вторых, обязательным условием для присоединения страны является приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. В целом эта работа выполнена. Но при этом партнеры по переговорам ограничивают наши усилия по изменению действующего законодательства, направленного на увеличение добавленной стоимости, развороту инновационной экономики.
Наша позиция по этому вопросу неизменна: мы будем формировать национальное законодательство, способное обеспечить реализацию Стратегии-2020 - стратегии инновационного прорыва.
В-третьих, отдельные секторы экономики недопустимо избыточно рассчитывают на предполагаемый постепенный переход от 1 года до 7 лет к выполнению согласованных условий приоткрытия российского рынка, способный в определенной мере позволить адаптировать отрасли к предстоящему членству в ВТО.
По экспертным данным, средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре превышает 10 процентов. Снижение их более чем в два раза (до 3-5% действующих в ВТО) больнее всего отразится на отечественном машиностроении. А по уровню его развития определяется конкурентоспособность национальной экономики. Это отрасль, обеспечивающая национальную безопасность и независимость страны. Поэтому, не дожидаясь старта, целесообразно иметь просчитанные сценарии вхождения в ВТО в отраслевых министерствах и агентствах, на каждом предприятии и организации.
В-четвертых, падение фондового рынка в августе 2008 года продемонстрировало слабость и неподготовленность нашей финансовой и банковской системы к функционированию в условиях ВТО. Немедленное вступление сохраняет большие риски по отмене финансовых мер поддержки отечественным товаропроизводителям, предусмотренных федеральным бюджетом на 2008-2010 годы.
В-пятых, требование о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, с учетом климатических особенностей России, обвалит конкурентоспособность российской промышленности, особенно энергоемкие отрасли - металлургию, химическую промышленность, а также экономику северных регионов страны.
И это лишь некоторые угрозы развивающейся российской экономики. Вывод: вступление в ВТО на предлагаемых нам условиях значительно сократит возможности реализации курса национального развития и возможности для маневра по модернизации экономики. Развитие инновационной экономики будет ограничено как обязательными нормами ВТО, так и принятыми за 13-летний период условиями присоединения России.
Сегодня становится ясно, что в ближайший год мы не присоединимся к ВТО. Что дальше? Нам не следует поддерживать политизацию этого процесса, а споры о целесообразности вступления России в ВТО необходимо перевести в область подготовки и реализации программ для отраслей и регионов к работе в условиях глобализации мировой экономики. Необходимо взять паузу и переосмыслить наши условия вступления в ВТО на соответствие их стратегическому плану национального развития.
Основные протоколы по условиям присоединения к ВТО возникли до обнародования основных положений Стратегии-2020, а с ее утверждением многие прежние подходы просто устарели. Надо иметь в виду, что в ближайшем будущем наш экспорт технологий и других нематериальных активов превысит экспорт сырья, что мы поставили цель занять 5-10 процентов на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 секторах мировой экономики. При этом, естественно, необходимо пересмотреть "побочные" соглашения, которые мы подписали и выполняем в одностороннем порядке, не получая взамен ожидаемых выгод от вступления в ВТО. До момента вступления в ВТО важно развивать двусторонние торговые отношения. Продолжить нашу интеграцию в мировую экономику по другим имеющимся каналам.
А пауза, возникшая в отношениях с ВТО, будет использована российской экономикой для подготовки к вступлению в эту организацию на более выгодных для России условиях.