19.09.2008 04:00
Власть

МВД предлагает ввести тотальный контроль за бывшими зэками

МВД подготовило законопроект об обязательном надзоре за бывшими зэками
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4755)
Читать на сайте RG.RU

Треть бывших зэков, выходящих на свободу после отмеренной судом отсидки, становятся рецидивистами.

Милиция о таких говорит, что они "не встали на путь исправления". Это мягко сказано: нередко люди, отсидевшие за разбои, убийства, изнасилования, повторяют свои "подвиги" с удвоенной жестокостью. При этом милицейские аналитики утверждают, что ужесточение наказания редко "умиротворяет" убежденных бандитов или врожденных извращенцев. Как только появляется возможность, они вновь принимаются за старое. Сейчас в России 633,5 тысячи человек, освободившихся из мест лишения свободы.

Один из способов защититься от рецидивистов - не предоставлять им удобного случая совершить преступление еще раз. По сути это и есть профилактика преступлений, на необходимости которой настаивает руководство МВД. Но как это сделать, если человек, отбыв в заключении положенный ему срок, получает паспорт и растворяется в необъятных просторах нашей страны? Ведь он, искупив вину, становится полноправным свободным гражданином.

В департаменте охраны общественного порядка МВД корреспонденту "Российской газеты" рассказали о законопроекте "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Милицейское ведомство предлагает постоянно держать в поле зрения правоохранительных органов особо опасных преступников, пусть и бывших.

По новому законопроекту, когда такой человек выходит на свободу, администрация "закрытого учреждения" может ходатайствовать перед судом о назначении над ним надзора. При этом она должна представить убедительные аргументы, доказывающие, что бывший зэк каким был, таким и остался. Например, справки о нарушениях режима, склонности к правонарушениям, исчерпывающие характеристики надзирателей, воспитателей, если надо - психологов. И суд решает - установить или нет над этим человеком надзор, едва тот переступит тюремный порог.

Что важно и очень отличается от советских методов контроля: надзор устанавливает только суд, а не милиция и даже не прокуратура. Правоохранители могут предлагать, а суд - не согласиться. Кстати, здесь, как говорится, велосипед не изобретается - административный надзор вполне эффективно работает в отношении условно осужденных. Правда, есть тонкость, которую не преминули заметить некоторые правозащитники. Мол, надзор над освободившимися из мест не столь отдаленных - повторное наказание. В МВД считают, что это превентивная мера, причем временная. И утверждает, что как только исчезнут основания держать вполне законопослушного человека "под колпаком", никто не будет ему надоедать.

Что такое административный надзор? Это некоторые ограничения в передвижении и месте нахождения. Которые, опять же, в каждом отдельном случае устанавливает суд. Например, отсидевшему за педофилию будет строго-настрого запрещено появляться вблизи детских садов или школ, а злостному хулигану-дебоширу - посещать питейные и некоторые игровые и развлекательные заведения. Кому-то, отсидевшему за убийство или разбой, предпишут каждый вечер оставаться дома, например, после 23.00. Чтобы участковый всегда мог проверить, как говорится, присутствие "личного состава". А кто-то должен будет четыре раза в неделю отмечаться в милиции.

Но вот что важно: в своих предложениях милиция делает, так сказать, главную ставку не на какие-то ограничения, а на помощь бывшим заключенным, их социальную адаптацию. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев рассказал корреспонденту "Российской газеты", что было бы бессмысленно пытаться исправить преступившего закон человека, не предоставив ему элементарных возможностей нормально жить и трудиться. Поэтому в понятие "административный надзор" включили требование не только зарегистрироваться, но и трудоустроиться. При этом участковый уполномоченный обязан помочь бывшему зэку найти работу - он должен ходатайствовать об этом перед местной администрацией. МВД настойчиво рекомендуют органам исполнительной власти бронировать для такой "неприятной категории" рабочие места на предприятиях, невзирая на формы собственности. Не устроишь бывшего бандита на работу, пусть и не очень престижную, - получишь в своем районе, городе, регионе очередного рецидивиста. При этом участковый должен постоянно спрашивать своего подопечного: устроился на работу? Какую? А если нет - почему? Правда, пока трудоустроилось лишь 99 тысяч освободившихся - каждый шестой.

Более того, власти должны обеспечить такого человека и крышей над головой - хотя бы временно. Понятно, что никто не даст ему благоустроенную квартиру. Но вернуть жилье, в котором он жил до ареста, возможно. С января прошлого года зарегистрированы по прежнему месту жительства или восстановили право на жилье 505,2 тысячи таких людей.

В МВД считают, что за нарушение установленных норм надзора должны наказывать в административном порядке - штрафы, арест до 15 суток. Но это поначалу. Для злостных нарушителей необходимо установить уголовное наказание. Для этого, возможно, придется внести изменения в некоторые нормативные акты.

В законопроект об административном надзоре вносили свои предложения и Генпрокуратура, и министерство юстиции, и депутаты Госдумы.

Пока нет федерального закона, МВД и ФСИН согласовали нюансы взаимного информирования о лицах, подлежащих освобождению. Учтено все: их поведение, намерения, возможности трудоустроиться и где-то жить. Исходя из этой информации и будут делаться выводы - надо ли устанавливать над тем или иным человеком административный контроль. Разработан и проект совместного приказа трех ведомств - МВД, минюста и ФМС.

Справка "РГ":

всего на милицейских учетах состоит 3,6 миллиона человек;
судимых 633,5 тысячи;
условно осужденных 557,1 тысячи.

Правоохранительная система МВД