22.09.2008 02:00
Экономика

Пассажиры авиакомпании "Дальавиа" не могли улететь из Шереметьево и Домодедово

"Дальавиа" надеется на помощь государства
Текст:  Ирина Харитонова (Хабаровск)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4755)
Читать на сайте RG.RU

Государственная авиакомпания "Дальавиа" прекратила продавать билеты на все свои рейсы. А с субботы не летает из московских аэропортов Шереметьево и Домодедово. Об этом сообщили вчера журналистам в пресс-службе Шереметьева.

И добавили, что пока непонятно, каким образом разрешится ситуация с отмененными рейсами. Как следует из пресс-релиза, "представители компании не выходят на прямой контакт с пассажирами, перед которыми несут ответственность".

"Дальавиа" не входит ни в одну из крупных авиакомпаний и не является членом какого-либо российского авиальянса. В пятницу стало известно: она с 17 сентября приостанавливает продажи билетов. О чем и объявил на экстренном собрании трудового коллектива экс-генеральный директор компании Валерий Чичилимов.

Это вызвало шквал возмущения. В "Дальавиа" работает более трех тысяч человек. Из зала, где яблоку было негде упасть, раздались выкрики: "Кто ответит за это? Что будет с коллективом?". У руководства не было ответов. Оно могло назвать только причины кризиса. "Основным фактором превышения расходов над доходами и получения убытка стал беспрецедентный рост стоимости авиакеросина - на 44 процента с начала года, - сообщил Чичилимов, - и жесткая конкуренция со стороны компаний "Трансаэро", "Сибирь" и "ВИМ-Авиа". По его словам, они имеют преимущества перед "Дальавиа", так как эксплуатируют западные лайнеры, которые более топливоэкономичные, чем отечественные самолеты. Кроме того, не оправдались надежды и на эксплуатацию новых самолетов Ту-214. Их у "Дальавиа" пять, но, по словам Чичилимова, как минимум три из них постоянно простаивают из-за неисправностей и отсутствия запчастей для двигателей, изготовленных предприятием "Пермские авиамоторы". За восемь месяцев убытки авиакомпании составили 880 миллионов рублей, а кредиторская задолженность - почти полтора миллиарда.

Чтобы ОАО "Дальавиа" вышло из кризиса, по мнению его теперь уже экс-руководства, необходимо внести не менее 1,5 миллиарда рублей из госбюджета в уставный капитал ОАО "для восстановления оборотных средств и замены технического парка". Кроме того, предлагается незамедлительно выделить из Росрезерва 8,5 тысячи тонн авиатоплива для продолжения перевозок, а также реализовать часть непрофильных активов компании.

Впрочем, многие полагают, что авиакризис в Хабаровске - это не только вопрос долгов за поставленное авиатопливо, но и передел рынка. По словам губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, "складывается ощущение, что кто-то преднамеренно банкротит компанию". И сообщил, что даст поручение тщательно во всем разобраться. "Если эти вещи подтвердятся, - сказал губернатор, - то это будет предметом разбирательства прокуратуры".

По мнению Ишаева, в условиях отказа "Аэрофлота" от идеи создания дочерней компании на Дальнем Востоке с вовлечением "Дальавиа" и частичным решением долговых проблем вполне перспективно выглядит консолидация компаний в новом национальном авиаперевозчике под эгидой "Ростехнологии". Так что не исключено, что и "Дальавиа" может окончить свое существование, влившись в новую гигантскую авиакомпанию, создаваемую на базе "Атлант-Союза", "России", остатков AirUnion и ряда других компаний.

Тем временем

Последствия кризиса в дальневосточной авиакомпании вчера пришлось "расхлебывать" московским аэропортам. В пресс-службе Шереметьева весь день сообщали, что продолжают делать все возможное для скорейшей отправки пассажиров "Дальавиа" рейсами других авиакомпаний.

Авиатранспорт