22.09.2008 05:00
Общество

Полина Дашкова: Интуиция играет главную роль в судьбе человека

Может ли человек избежать катастрофы?
Текст:  Наталья Лебедева Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4755)
Читать на сайте RG.RU
"ЗА"

Полина Дашкова, писатель:

- Сразу несколько больших аварий и катастрофа самолета, погибли люди, которые могли остаться в живых. Если бы отказались от услуг зарекомендовавших себя не с лучшей стороны египетских и турецких экскурсионных фирм. Или если бы не полетели в Пермь, а поехали туда, например, поездом. Вы скажете: судьба? Судьба вторична, с моей точки зрения. Первична интуиция. Известно, что несколько человек не сели в самолет, разбившийся в Перми. Наверняка, кого-то бог отвел и от автобуса в Египте. При каждой катастрофе есть небольшой процент народу, который в силу разных обстоятельств избегает несчастья. Опоздали? Но ведь и опоздания мы сами создаем, программируем. Что там срабатывает: интуиция, случайность? Мне хочется верить, что человек каким-то очень глубоким чувством такие вещи может просчитать. Просто кому-то это дано, а кому-то нет. Кто-то доверяет своей интуиции, а кто-то плывет по течению, не обращая внимания на свой внутренний голос. Я не думаю, что это остатки, рудименты подкорковых, животных способностей человека. Наоборот, это более сложные механизмы человеческой психики, которые разовьются в результате эволюции человека и будут служить нам в будущем.

Однажды мой муж не сел на поезд, который шел из Питера в Москву и загорелся. Погибло много народу, более суток не было связи. Его остановила, казалось бы, случайность: не успел взять интервью. Мы не могли созвониться, но я интуитивно чувствовала, что с ним все нормально, хотя вокруг все паниковали страшно.

Фатализм, с моей точки зрения, ограниченность и недоверие к себе, интеллектуальная и духовная лень. Пока я работала над своим новым романом "Источник счастья", перелопатила горы исторических документов. Могу точно сказать, что Николай II был абсолютным фаталистом. Причем всю жизнь. Он шел, не сопротивляясь, не пытаясь изменить этот путь ни на йоту, к тому, к чему в конце концов и пришел. Целых девять месяцев история предоставляла ему шансы и варианты, чтобы поправить свою жизнь, поспорить с судьбой, спасти себя, семью, Россию. Никакой реакции.

Был такой эпизод в жизни императора: из экспедиции в Тибет вернулся Николай Пржевальский и устроил выставку своих находок, древних артефактов. Вся царская семья, в том числе и наследник Николай, очень заинтересовалась этой коллекцией. Особенно таинственным зеркалом. Пржевальский предупредил, что не стоит в него смотреться: можно увидеть что-то не очень приятное. Николай был единственным в царской семье, кто все же заглянул в зеркало и очень помрачнел после этого. Так вот есть версия среди мистически настроенных историков, что уже тогда он узнал свою судьбу. Но были и более объективные предупреждения на царском пути, которые Николай игнорировал так же, как и зеркальное предсказание. Например, известный случай, когда в Японии из толпы выскочил человек и стал бить его саблей по голове. Почему бы человеку не отреагировать на знаки, которые ему подкидывает история? Николай, хотя и увлекся в последствии всякой восточной мистикой, был явно не из тех, кто воспринимал знаки судьбы как предупреждение и ориентиры, чтобы избежать плохого. Он был из тех, кто плохому покоряется.

"ПРОТИВ"

Юрий Арабов, писатель и драматург:

- Судьба - это совокупность причинно-следственных связей и развязка в будущем тех "завязок", которые вы совершили некоторое время назад. Каждый человек в какой-то степени отвечает за причинно-следственную связь своих предков, в частности отца и матери. Но в основном эту причинно-следственную связь создает сам человек. В этом смысле судьба каждого человека отчасти предсказуема. Драматургия как вид искусства помогает понять эту "механику", через которую говорит сам бог. Я когда-то написал в стихах: "мы получаем вышку, пристегиваясь ремнем..." Вот и вся судьба.

Мне кажется, можно изменить свою судьбу, просто пересмотрев свои действия, те "завязки", которые приводят к определенным развязкам. Для этого в церкви создан институт покаяния, который как раз служит для разрыва этой самой причинно-следственной связи. Когда человек исповедуется в грехах, он получает частично или полностью возможность прижизненного искупления. Во время исповеди человек как бы сам себя искупает.

Всякого рода эзотерики и фаталисты рассказывают нам о бездействии в определенные тяжелые моменты жизни, когда интуиция любыми подвластными ей способами предупреждает - вот-вот что-то случится. Бездействие, а я понимаю под этим невыход из дома вовремя, опоздание, отказ в последнюю минуту от поездки, тоже в какой-то степени может ослабить причинно-следственную связь.

Но все это лишь видимая часть айсберга, а есть еще огромная невидимая часть, которая совершенно не поддается какому-либо рациональному объяснению. Безусловно, у каждого человека есть своего рода предопределение его жизни, судьбы. И мы можем всего лишь ослабить его, но никак не изменить. Опять же ослабить предопределение можно в церкви исповедью и покаянием. Вот это самое главное.

Верю ли я в судьбу? Раньше не верил. Но сейчас чувствую, что есть вещи, которые не поддаются рациональному осмыслению. Есть некоторые предопределения, от которых, как ни старайся, что ни предпринимай, никуда не денешься. Вполне возможно, это кармические связи умерших близких, которые человек искупает и которые мы принимаем за судьбу. Примеров приводить вам не буду, потому что это все очень личное.

Вы спрашиваете, какие они мои герои - фаталисты или все-таки они сами творцы своей судьбы? Я думаю, что в основном это люди, плывущие по течению и задумывающиеся лишь тогда о закономерностях течения жизни, когда бывает уже слишком поздно. Наверное, как и любой человек. Поэтому мои герои, по-видимому, чем-то напоминают слепых котят, которым, чтобы прозреть, надо, чтобы судьба их прижгла, ткнула, ударила.

А вот герои сценариев к фильмам Александра Сокурова "Молох" и "Телец" - другие. Гитлер и Ленин - люди совершенно свободные от каких-либо моральных принципов и ограничений. Они собственноручно делали свою жизнь, свою карьеру без оглядки на какую-либо мораль. Руководствуясь принципом - цель оправдывает средства, они, собственно, и соткали свою смерть от рук других людей и пали жертвой заговора. Другое дело, что все их деяния эта гибель не искупила, и если есть посмертие, то на том свете, я думаю, они еще искупают. Но это уже не в нашей компетенции.

 

Социология