22.09.2008 03:00
Общество

На базе московского детдома открылся приют для несовершеннолетних рожениц

Открылось отделение для юных рожениц
Текст:  Екатерина Севрюкова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4755) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4756)
Читать на сайте RG.RU

Худенькая черноволосая Катя - самая младшая в приюте для несовершеннолетних мам, который полтора года назад открылся на базе детдома N 19 - ей всего 15 лет. Пока это единственное место в столице, где юным Джульеттам с детьми оказывают реальную поддержку.

Да и сам детдом - не совсем обычный, он первым в стране занялся патронатным воспитанием. Тут помогают ребенку обрести семью, а взрослым - родительское счастье. Создала его при поддержке префектуры округа директор этого приюта Мария Терновская. "За 12 лет мы помогли 300 детям, - говорит она. - 50 вернули в кровные семьи, еще 250 устроили в приемные или патронатные". В детдоме есть социальная служба, которая следит за тем, как развиваются дети в семьях, и служба социального патроната - она помогает родителям справиться с трудностями в воспитании. Она же наставляет на путь истинный и кровных родителей, чтобы помочь им исправиться и вернуть детей. В детдоме вообще много служб: юридической помощи, реабилитационная, психологическая, есть педагоги, логопеды, дефектологи... "Эти специалисты обследуют ребенка, проводят терапию, ведь у детей, которых забрали у родителей - двойная травма: от плохого обращения в семье и от разрыва отношений с семьей. И только после этого для ребенка подбирают новую семью, - рассказывает Мария Терновская. - Параллельно идет работа и с потенциальными родителями. Мы проводим игры, тренинги, групповые беседы, общаемся со всеми членами будущей патронатной семьи, чтобы подготовить их к совместной жизни с неродным ребенком. И потом регулярно наносим визиты, чтобы помочь справляться с возникающими трудностями".

В прошлом году выпускница детдома 19-летняя Кристина родила двойню. "К этому времени, - делится Терновская, - девушка окончила колледж, выучилась на бухгалтера... Мы должны были выпустить ее в самостоятельную жизнь, но каково ей придется одной с двумя младенцами на руках - пусть и с квартирой от государства?.. В общем, оставили ее пожить в детдоме".

Только в прошлом году, по данным Мосгорстата, у несовершеннолетних мам появилось 679 детей. Около 2 тысяч таких же малолеток сделали аборты. Если бы не городские власти, которые приняли решение открыть отделение "Маленькая мама" для потенциальных отказниц, дети Кристины могли бы вообще не родиться или пополнить армию беспризорных детей. А сейчас Алексею и Александре чуть больше года.

Это отделение находится в Колпачном переулке и представляет собой несколько квартир в обычном жилом доме, объединенных в одну секцию. С юными родительницами работают психолог, педиатр, воспитатели, медсестры, социальный педагог, а также социальная мама. У этой второй мамы должен быть свой ребенок. Для чего? "Чтобы девочки не могли сказать: "Вам меня не понять, вы этого не испытывали",- объясняет Наталья Подушкина, старший воспитатель, которая почти все время находится в приюте.

У 17-летней Дианы, которой рожать через пару месяцев, есть молодой человек, который не отказывается от ребенка. Как только невесте исполнится 18, они планируют пожениться. А вот у Кати другая история: не говорит, кто отец ребенка, а тот не объявляется.

Как правило, в роддомах несовершеннолетним незамужним роженицам предлагают подписать отказ на ребенка. Хотя по закону у них есть право забрать младенца домой, если до совершеннолетия матери ему будет назначен опекун. Катя не виделась с ребенком со дня его рождения - больше года. И только когда оказалась в "Маленькой маме", ей вернули сына.

Принцип работы специалистов в приюте - не только дать кров девочкам, но и сформировать родительские навыки и привязанность к ребенку: ухаживать за ним, готовить, стирать, убирать. "Кристина, когда вернулась из роддома, удивлялась: был живот - и нет живота, ну какая я мама? - вспоминает Наталья. - Сейчас же все свои средства - пособие на детей и деньги от сдачи квартиры - тратит на малышей, покупает им самые лучшие игрушки. А недавно, когда я вернулась из отпуска, подбежала ко мне и с гордостью сказала: "У Алеши был кашель, а я его вылечила". Теперь специалисты уверены: когда Кристина покинет приют, а это случится в декабре, она справится со всеми родительскими обязанностями. (В отделении мама может находиться до своего совершеннолетия или пока ребенку не исполнится полтора года.)

У Кати тоже жизнь потихоньку налаживается. Она учится в 9-м классе вечерней школы. "С утра вожу Алешу в поликлинику на массаж, потом на прогревание, - говорит Катя. - А вечером после уроков сразу домой. Нужно готовиться к поступлению в медицинский колледж. Ей, конечно, придется труднее всех: мальчику поставили страшный диагноз - ДЦП. Но хочется верить, она выстоит.

Компетентно

Людмила Гусева, руководитель департамента семейной и молодежной политики:

- Растерянность, обида, непонимание близких, физическая и моральная неготовность - все это часто вынуждает несовершеннолетних мам оставить ребенка на попечении государства. Часто и родители маленькой мамы не готовы принять эту ситуацию, оказать поддержку, разделить радость появления малыша в их семье. К этому можно добавить осуждение соседей, сверстников, знакомых. Все это может привести к отчаянию. И как следствие - отказ от ребенка.

Оказавшись в трудной жизненной ситуации, малолетние мамы нуждаются в защите и помощи государства. Поэтому по поручению руководителя комплекса социальной сферы города Москвы Людмилы Швецовой в городе было открыто такое отделение. Мамы, которые пока не готовы взять ребенка в свою семью, могут прийти к нему, покормить, поиграть, пообщаться. Мы даем им шанс изменить свое скоропалительное решение, а ребенку - не стать сиротой.

Если мы все будем уважительно относиться к маленьким мамам, ситуация в обществе может измениться: не надо их порицать - надо радоваться появлению на свет каждого младенца. Кстати, такое же отделение правительство Москвы откроет на базе Дома ребенка N 22.

Семья и дети Соцзащита Москва Столица