22.09.2008 04:00
Власть

Сразу несколько рекордов поставили Ту-160 на пути из Венесуэлы в Россию

Сразу несколько рекордов поставили Ту-160 на пути из Венесуэлы в Россию
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4755)
Читать на сайте RG.RU

Полет пары российских Ту-160 в Венесуэлу и их возвращение домой, без всякого сомнения, тянут на сенсацию.

Слово "впервые" лучше всего характеризует события, к которым последние две недели было приковано внимание по обе стороны Атлантического океана. Впервые стратегические ракетоносцы России провели многочасовое патрулирование тропических широт в непосредственной близости от границ США. Впервые их экипажи освоили взлеты-посадки на аэродромах американского континента. Впервые полет Ту-160 растянулся на долгие 15 часов. Наконец, еще никогда в истории отечественной авиации стратегические ракетоносцы не заправляли топливом в ночном небе.

Чтобы понять всю сложность и уникальность такой операции, достаточно представить 200-тонную махину, которую на скорости 600 километров в час на 15 минут "привязывают" к воздушному танкеру Ил-78 конусом-шлангом длиной чуть более 20 метров. Стоит летчику резко повести ручкой управления - и струя топлива с напором две тонны в секунду окатит самолет и забьет фонтаном в небо. Дозаправка в воздухе и в светлое время считается у дальников высшим пилотажем. Пилоты, выполняющие ее в кромешной тьме, - даже не асы, а суперасы. Теперь в российских ВВС есть и такие.

Понятно, что за два океана "стратеги" летали не на экскурсию. Военная составляющая их задания - секрет за семью печатями. Так всегда бывает, когда дело касается носителей ядерного оружия. Однако можно предположить, что экипажи кроме выполнения официально озвученного приказа - проверки, как ведут себя системы самолета в жарком климате - занимались и разведкой, и учебными пусками ракет, а заодно приглядывались к новым местам посадки. О вероятности использования аэродромов для "подскока" наших ракетоносцев на дружественной Кубе СМИ писали задолго до латиноамериканского вояжа Ту-160. Пока таких посадок не было. Но командир авиадивизии в Энгельсе, откуда вылетали самолеты в Венесуэлу и куда возвратились в минувшую пятницу, генерал-майор Александр Блаженко подобную возможность явно не исключает.

- Я думаю, что мы будем искать и других партнеров, - заявил он во время торжественной встречи экипажей. - Будем летать и в другие районы Мирового океана. Это дело времени.

Похоже, не исключают это и по другую сторону Атлантики - в Соединенных Штатах. Несмотря на сдержанный тон комментариев, посадка российских ракетоносцев в Венесуэле явно вызвала растерянность в Белом доме. От впечатляющего проявления нашей силы, да еще под самым носом, в США давно отвыкли. Чтобы нейтрализовать нежелательный эффект перелета Ту-160, американские руководители заговорили об "анахроничных демонстрациях" и "стареющих бомбардировщиках" России.

На самом деле "туполевы" так же далеки от старости, как Америка от России. И пусть никого не вводит в заблуждение ласковое название, которое дали Ту-160 летчики: "Белый лебедь". На Западе, кстати, его предпочитают именовать Blak Jack - Черный Джек. Самолет, опередивший свое время, еще на многие годы останется надежным оружием первого удара. К тому же он постоянно совершенствуется, переоснащается новыми высокоточными боеприпасами - авиабомбами и крылатыми ракетами с разнообразными системами самонаведения. Например, "крылатка" (в арсенале Ту-160 их 12 штук) готова поразить цель на расстоянии порядка 2,5 тысячи километров. Она идет так низко над землей, что ее не могут отследить ни один радар, ни одна радиолокационная станция системы ПРО. В этом ее качественное отличие от межконтинентальных баллистических ракет, которые легко засекают из космоса.

Даже белый окрас Ту-160 - не дань гламурной моде, а не что иное, как защитное покрытие самолета от светового излучения ядерного взрыва.

Между прочим, стратегический бомбардировщик В1В, которым так гордятся американцы, - прямой аналог нашего "туполева". Но уступающий ему по многим боевым характеристикам.

Армия