Новый киномюзикл "Мамма миа!" - из той довольно обширной плеяды комедий, где градус веселья на экране на порядок превышает тонус зрительного зала. Хотя его все равно хватает, чтобы временами заводить зрителей, - песни и правда хороши.
И сюжет, и музыкальная основа картины хорошо знакомы тем, кто побывал на представлениях одноименного сценического мюзикла в Москве; они шли с вполне приличным кассовым успехом. Это вообще один из самых успешных мюзиклов, лишний раз подтверждающий власть ностальгических воспоминаний над массовой публикой. Он составлен из шлягеров шведской группы АBBА, заполонивших мир в 70-е годы. Их тут собрано примерно с четверть сотни - больше, чем в любом другом мюзикле. Понятно, что на все прочие сюжетные извивы остаются считаные минуты и фабула должна быть максимально проста. Один из секретов успеха именно в этой простоте: едва проговорили коллизию - и безотлагательно принялись петь. И никто ничем вас не "грузит". Как на поп-концерте. Причем экран не очень отличается от эстрады: даже игрушечный греческий островок, где все происходит, кажется склеенным из пенопласта.
Не случайно, думаю, и то обстоятельство, что все авторы проекта - дамы. Они привнесли в него обезоруживающее простодушие, за которым, понятно, черти водятся. Женским персонажам здесь простительно все, что авторы-мужчины не смогут себе позволить из чисто джентльменских соображений. Ведь если назвать все поведение милых героинь такого сюжета своими именами, получится нецензурно. Итак, разбитная, но деловитая Донна держит на белом острове гостиничку и готовится к свадьбе дочки Софи. Но есть проблема: непонятно, кто у Софи отец. Донна сама не знает даже примерно, какой из ее многочисленных клиентов мог ее так осчастливить. Теперь она завязала с утехами молодости и мечтает о наплыве на свой островок туристов. Чтоб был бизнес. По всем этим поводам на сцене-экране много поют и танцуют.
В этой обезоруживающей простоте коренное отличие "Мамма миа!" от большинства собратьев по жанру. И от ближайшего соседа - недавнего киномюзикла Джули Тэймор "Через Вселенную", где в основе тот же принцип: взяты разнородные песни "Битлз" и на их основе построено единое шоу. Но у Тэймор шоу погружено в шумы и заботы славной "битловской" эпохи, в ее антивоенные митинги и эскапады "цветов жизни", требующих от агрессивной планеты умиротворения и понимания. В "Мамма миа!" нет никакой эпохи, даже той, где творила АBBА. И греческий остров взят просто так - как нечто ослепительно белое и полностью отъединенное от мировых шумов. Как заповедник, где можно петь и плясать без передышки, а если плакать, то лишь потому, что веселая жизнь для каждого однажды проходит.
Так что если прийти на фильм без подготовки, просто как в кино, то почудится, что перед нами элизиум жизнерадостно вздрюченных идиотов.
Этого ощущения не было бы, если бы режиссура картины была талантлива. Если бы энергия песен претворилась в хореографию экранного действа. Но на экране скачут относительно красивые живчики на условно красивом ландшафте, камера за ними с трудом поспевает, а режиссер Филлида Ллойд не способна удержать в памяти разнокалиберные кадры для сколько-нибудь осмысленного музыкального монтажа. На экране жизнерадостный хаос, который даже песни ABBA не могут организовать во что-то единое и гармоничное. Это фильм вне времени и пространства.
Но кино все-таки требует действия. Желательно не слишком глупого: глупость утомляет, а мы пришли отдохнуть. К тому же в кино нет прямого контакта сцены и зала, и живое мясо с его витальностью нужно заменить консервами. Авторы фильма это в какой-то степени понимают, потому что призвали солидное подкрепление в лице двух отличных актрис - слишком умной для фильма англичанки Джулии Уотерс ("Билли Эллиотт") и американки Кристин Барански ("Клетка для пташек"). А на роль Донны пригласили Мерил Стрип, воодушевленную своими вокальными успехами в последней картине Роберта Олтмана "Компаньоны". Мерил Стрип, как известно, плохо играть не умеет, но в "Мамма миа!" она сыграла свою худшую роль. Именно потому, что включилась в общую игру, совершенно напрасно доверившись вкусу и умению режиссерской группы.
В целом, как ни обидно это констатировать, команда создательниц картины не смогла преодолеть специфическую атмосферу исключительно дамской компании, когда можно облегченно содрать маски с себя любимых, когда взыгрывают комплексы и вожделения, обычно припудренные слоем косметики. И даже немногие в фильме лица мужского пола в таких условиях не смогли уравновесить это кино толикой мужественности: они здесь слабый пол, они ветрены, кокетливы и не способны управиться с собственной судьбой. Их нужно взять за шкирку и привести под венец. Странно видеть в роли главного хлюпика экс-Бонда Пирса Броснана, но это надо перетерпеть.
Иными словами, этот пир женского духа будет пользоваться верняковым успехом только у женской половины зрительской аудитории. Своих бойфрендов на время сеансов дамам лучше сдать в детскую комнату, где те смогут покурить и покалякать о футболе.