В ближайшие три месяца будет принято решение о формировании нового крупного авиаобъединения на базе кризисного "ЭйрЮнион" и московского перевозчика "Атлант-Союз", который уже взял часть обязательств альянса на себя.
Однако судьба имущества ряда перевозчиков, которые планируется включить в новую национальную компанию, не решена. Ведь наряду с акционерными обществами в него предполагается включить и федеральные унитарные предприятия. А их еще надо преобразовать в акционерные общества. Процесс этот не скорый. В Росимуществе отметили, что преобразование унитарных предприятий может продолжаться более года. Основное время займет инвентаризация и оформление документов. Однако в "Ростехнологиях" рассчитывают уложиться в девять месяцев.
В госкорпорации, которая должна сформировать новую национальную авиакомпанию, корреспонденту "РГ" сказали, что ведут подготовку к финансовой проверке компаний, которые будут им переданы. Среди них три компании из альянса "ЭйрЮнион", где есть государственная доля: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара". А также ряд унитарных предприятий: "Оренбургские авиалинии", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа".
Но основная надежда сейчас на "Атлант-Союз", контрольный пакет которого принадлежит правительству Москвы. Компания уже работает на части рейсов "КрасЭйр".
Очевидно, что московский аэропорт Внуково будет одним из базовых аэропортов национального перевозчика. Это подтверждает и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин: для нового авиаобъединения "предусматривается четыре базовых аэропорта, в том числе Внуково в Москве, Емельяново в Красноярске и один - на Дальнем Востоке". Хлопонин подчеркнул, что Красноярский край заинтересован в том, чтобы компания не ушла из красноярского аэропорта. "Нас в свою очередь интересует земля, а не воздух", - сказал он. Естественно, имея в виду интересы пассажиров.
Напомним, что "КрасЭйр" полностью звучит как "Красноярские авиалинии" и базовым для него является аэропорт Емельяново в Красноярске. Этот аэропорт обслуживает и международные, и местные направления, так же работал и "КрасЭйр". Но плачевное финансовое положение вынудило перевозчика прекратить выполнение четырех рейсов из Красноярска: в Новосибирск, Братск, Барнаул и Иркутск. Хотя они и были социально значимыми, но дохода компании не приносили. Эксперты не раз подчеркивали, что "КрасЭйр" до кризиса зарабатывал на международных рейсах и полетах в крупные российские города - Москву и Санкт-Петербург. Теперь львиную долю московских рейсов выполняет "Атлант Союз".
Впрочем, доходов в последнее время у красноярца особо не было. Стоимость горючего, обслуживание долгов, другие обязательства сводили на нет прибыли от перевозок. Судьба этой компании пока не ясна: разрешат ли ей выполнять полеты по зимнему расписанию или отзовут сертификат летной годности и у нее не будет возможности зарабатывать и отдавать долги. Все эти вопросы могут проясниться, по всей видимости, не раньше 17 ноября. На эту дату назначено проведение совета директоров "КрасЭйр". В повестку дня включены вопросы о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров и ревизионной комиссии компании и избрание их новых составов.
Нет пока ясности и по существующим сейчас активам компаний, входящих в альянс "Эйр-Юнион". Многие эксперты утверждают, что финансовые средства выведены из всех пяти компаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Самара", "СибАвиаТранс", "Омскавиа".
По данным одного из крупных кредиторов авиационного альянса торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов", идентифицированная кредиторская задолженность перевозчика на 19 сентября составляет около 12,5 млрд рублей. По инициативе торгового дома создан комитет, который аккумулирует все данные по долгам. В комитет обратилось несколько десятков предприятий отрасли и финансовых организаций, но среди них нет государственных банков, которые также давали деньги.
По данным основных топливных кредиторов, которые пытаются вернуть деньги через суд, представители альянса игнорируют судебные заседания. По мнению генерального директора торгового дома Евгения Островского, "под прикрытием заявлений о недопустимости банкротства авиакомпаний альянса происходит или планируется вывод ликвидных активов в форме перезаключения лизинговых договоров на воздушные суда и передачи маршрутной сети". Полгода назад альянс с его долгами стоил 7,5 миллиарда рублей.