Итоги ЕГЭ показали: математику не знают 25 процентов школьников. Нынче неучам поставили "тройки" в аттестаты: действовало правило "плюс один балл". Но в следующем году таких поблажек уже не будет. Написал работу на "2" - такую оценку и получай. А может, отменить ЕГЭ по математике, раз его почти никто сдать не может?
Скорее всего и раньше этот предмет школьники знали ненамного лучше, просто двоек учителя ставили очень мало. Ведь "двойка" означала выпуск не с аттестатом, а со справкой. С ней же разве что сразу на работу отправляться или в спецПТУ. В школе таких могло быть от силы один-два выпускника. А сейчас будет каждый четвертый?
Пока, правда, неизвестно, какими будут правила - нерадивым ученикам запретят поступать только в профильные вузы, где надо сдавать предмет, который они знают на "два", или в любые другие учреждения системы высшего образования? Педагоги и родители встревожились - может, вообще отменить ЕГЭ по математике? Ситуация с ведущим школьным предметом настолько непростая, что ее даже вынесли на обсуждение Российского совета ректоров в МГУ.
"РГ" выяснила, что думают по этому поводу ведущие специалисты, педагоги, родители.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
- Есть закон о ЕГЭ. Его никто не собирается нарушать, но при этом контрольно-измерительные материалы могут быть существенно модифицированы.
Виктор Садовничий, ректор МГУ:
- Можно устраивать школьникам итоговые экзамены не только в выпускных классах, но и на протяжении всего обучения. Возможно, некоторые из них будут проводиться и в форме тестов. Но важно, чтобы человек постоянно развивался, а не готовился к итоговому экзамену.
Юрий Коноплев, профессор, завкафедрой теоретической механики механико-математического факультета Казанского госуниверситета:
- Математика развивает логическое мышление, без нее в школе нельзя. Но одним она дается легче, другим - труднее. Многое тут зависит от физиологии. Методики определения левополушарных и правополушарных людей известны, может быть, надо по этому принципу формировать классы? Но даже в гуманитарных классах нужны систематические знания, а не натаскивание к сдаче ЕГЭ. Экзамен по математике отменять нельзя. Я бы добавил к тестам еще и устную часть, как это делается на вступительных экзаменах в некоторых ведущих российских вузах.
Вера Сторожева, кинорежиссер, сценарист:
- Нашу школу трясет от реформ. Когда моя младшая дочь окончила учебу, я вздохнула с облегчением. Дочка сдавала пробный ЕГЭ и выбрала литературу, историю. Никуда эти баллы не пошли, но я помню, какой это был стресс для нее. Одно дело, когда экзамены проходят в родных стенах, а тут чужие, все новое, непривычное... Я лично против ЕГЭ: это тестирование, чуждое нам. У меня в школе по математике стояла "четверка", я училась хорошо. Но больше мне математика в жизни не пригодилась.
Владимир Миклушевский, заместитель министра образования и науки РФ:
- Я считаю, что, не зная математику, нельзя вообще поступать в вуз. На ней же основаны многие предметы. Это даже смешно - не знаешь математику, а в институт идешь! Я заведую кафедрой в МИСИСе, к нам приходят студенты, которые плохо знают математику, и, скажу вам: с ними очень сложно работать.
В те годы, когда я учился в школе, в вузы поступали далеко не сто процентов выпускников. Ребята шли в техникумы, училища. Так и должно быть. У нас сейчас перекос в структуре подготовки кадров. Слишком много уходят в вузы, у нас переизбыток экономистов, юристов. Мы же обманываем ребят, даем им надежду на то, что они смогут потом устроиться. Это не так.
Лев Альтшулер, учитель математики специализированной физико-математической школы N 57, Москва:
- Знаете, какие предметы я считаю самыми главными в школе? Литературу, русский язык, физкультуру и математику. Именно в этой последовательности. Упрощать задания по математике бессмысленно. Надо решить, нужен ли вообще нам экзамен по математике в виде ЕГЭ. Я думаю, что нет. Экзамен по этому предмету должен быть творческий. Тестовая система опасна, так как приводит к усреднению. Нужна альтернатива ЕГЭ, но и олимпиады, на которые возлагает большие надежды МГУ, не совсем то, что надо. Гуманитариям можно ЕГЭ оставить.
Отказываться от этой дисциплины в школе, даже в профильных гуманитарных классах, нельзя, хотя по своему опыту знаю, как трудно в них работать. Но какой-то минимум знаний нужен. Я выпускал гуманитарные классы, у ребят там нет мотивации к изучению математики, они считают, что она им не нужна. В специализированных матклассах свои сложности - надо думать, как ребят научить, и одновременно - как решить задачу. Иногда - очень сложную. При этом я считаю, что дополнительных часов на изучение математики школе не требуется. Дело не в часах, а в самом материале. Геометрия у нас уже загнулась, никакие дополнительные часы не помогут, а ведь это единственный предмет, где есть возможность рассуждать. То же самое происходит с русским языком. Дети пишут "от резать" и "чем не-будь". Я таких ошибок раньше и не видел!
Галия Баторшина, мама ученика специализированной английской школы N1240, Москва:
- Зачем отменять? Пусть учителя математики лучше учат детей - так, чтобы они могли сдать ЕГЭ. Хотя согласна с тем, что программа сейчас трудная. Недавно двое моих знакомых - выпускники МАДИ, не могли решить с дочкой-первоклассницей задачу. Что-то из серии: "Летят два крокодила, один - на север, другой - зеленый. Когда они встретятся?"