В Иркутской области завершился летний туристический сезон. Предварительные итоги оказались тревожными - многие компании заявили о сокращении потока отдыхающих.
О том, что стоит изменить в отрасли, корреспондент "РГ" побеседовала с представителями власти и туристических компаний.
- Сказать с точностью до процента, насколько меньше приехало гостей к нам этим летом, невозможно. Cтатистики нет - далеко не все фирмы и компании предоставляют данные в органы учета. Однако тенденция к снижению турпотока этим летом была явной, - отмечает Сергей Перевозников, руководитель турфирмы, активный участник Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма.
Главной причиной стало удорожание путевок - на 20-40 процентов в зависимости от направления и содержания маршрута. В компаниях считают, что подорожание отдыха совпало с падением покупательской способности населения. Многие из тех, кто раньше мог себе позволить организованный отдых в экзотических уголках России, теперь предпочтут отправиться куда-нибудь поближе или вовсе на дачу.
Туроператоры признаются, что пытались минимизировать рост стоимости, однако справиться с инфляцией малому и среднему бизнесу - а именно он и представляет отрасль в Приангарье - оказалось не под силу.
- Услуги гостиниц подорожали в среднем на 10 процентов, на те же 10-15 процентов поднял цены общепит, минимум на четверть подорожали услуги перевозчиков. Туристические компании же могут управлять ценами только одним способом - снижать собственную маржу, - пояснил Вадим Копылов, директор одной из авторитетных компаний. - Но такой скачок цен невозможно компенсировать, даже если операторы начнут работать без всякой прибыли, лишь на окупаемость. Соответственно, меньше приехало на Байкал иностранцев - для них путевки подорожали на 30-40 процентов. Но, с другой стороны, рост цен на авиабилеты заставил многих россиян отказаться от отдыха за рубежом, и часть из них приехала на Байкал.
- Наша компания отмечает незначительный приток гостей, - сообщил Сергей Евчик, советник гендиректора по связям с общественностью одного из крупнейших туроператоров области. - Отток иностранцев вполне компенсирует рост внутреннего туризма. Кстати, это и выгоднее области - в отличие от прижимистых интуристов, наши люди оставляют в регионе гораздо больше денег. Уточно, что мы имеем ввиду нашу целевую аудиторию - средний класс.
Но вот говорить о росте турпотока в Иркутскую область в будущем проблематично. Прежде всего - потому что большее количество туристов просто негде размещать - нет достаточного количества достойных отелей.
- Это проблема не только Прибайкалья, с подобными сложностями сталкивается вся туристическая отрасль страны, и решить их силами только одного региона невозможно. Необходимо принимать решения на уровне всего государства, - рассуждает Сергей Перевозников.
- Мы разработали региональную программу развития туризма несколько лет назад, - пояснила Ирина Рютина, директор департамента туризма Иркутской области. - Однако ее отложили, пока не будет принят аналогичный документ на федеральном уровне.
Например, предприниматели замечают: если действительно стоит цель развивать туризм на Байкале, на Алтае, словом, в удаленных от европейского рынка территориях, необходимо что-то решать с перевозчиками. Иначе непрерывно дорожающий проезд сведет на нет все усилия по обустройству каких бы то ни было особых зон и новых маршрутов.
- Из-за своей удаленности от регионов, где формируются туристические потоки, Байкал стал окончательно неконкурентоспособным, - отмечает Олег Данилин, руководитель Института планирования и развития туризма. - Стоимость пребывания у нас сравнялась с ценами основных туристических центров мира. При этом мы не можем похвастаться ни благоприятным климатом, ни раскрученным брендом, ни отличным сервисом.
Однако представители власти сконцентрировали внимание и средства только на отдельных проектах - особых экономических зонах. На недавнем Байкальском экономическом форуме они недвусмысленно дали понять, что видят возможность развития отрасли и инфраструктуры только в границах ОЭЗ.
- Иркутская область должна добиваться включения в зону туристско-рекреационного типа на Байкале Слюдянского и Ольхонского районов. Необходимо строить турзоны там, где уже есть налаженная инфраструктура, сложился устойчивый туристический поток, имеется интерес бизнеса, - заявил заместитель губернатора Иркутской области Владимир Пашков.
Почему при столь благоприятных обстоятельствах эти территории, и без того не обделенные вниманием отдыхающих, нельзя развивать вне ОЭЗ, замгубернатора не пояснил.
Тем временем, отмечают в компаниях, у Иркутска под боком "незаметно" вырос конкурент - Бурятия. И без того сокращающийся поток в перспективе будет оттягивать она. Надеяться, что два берега Байкала будут дополнять друг друга, смогут войти в один турпакет - наивно. Иностранец проводит на Байкале в среднем два дня, россиянин - около десяти. Побывать и в Иркутске и в Бурятии за такое короткое время невозможно - иначе отпуск превратится в сплошные переезды.
- Думаю, нам сейчас стоит пересмотреть подход к отрасли в целом, - замечает Сергей Перевозников. - Надо перестать ориентироваться на количество туристов, на человеко-дни. И взять за основу другие показатели - например, прибыль от отрасли, количество денег, которые оставляют туристы в регионе, и стабильность этих доходов. И работать над их увеличением или хотя бы над тем, чтобы они оставались на одном уровне. Прежде всего - над повышением уровня сервиса и предложений по части развлечений и дополнительных услуг.