В ближайшие дни, видимо, будут приняты решения по модернизации российской пенсионной системы. Их главная задача - добиться повышения материального обеспечения нынешних и будущих пенсионеров.
Какого же рода решения обсуждаются и могут быть приняты? Очевидно, что в пенсионной системе накопились три большие проблемы. Первая - это положение нынешних пенсионеров. Значительная часть тех людей, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, свою трудовую жизнь провели еще в Советском Союзе. К сожалению, уровень их пенсии крайне небольшой. Сегодня средняя пенсия в России составляет 4,5 тысячи рублей в месяц. А тут еще инфляция, которую никак не удается остановить.
Борьба с ней - это очень сложная и глубокая проблема. Как показывают последние месяцы, какими-то отдельными мерами рост цен не одолеть. Поэтому исполнение нашего морального долга (хотя бы в какой-то значимой его части) перед родителями тем более не может быть отодвинуто на далекое будущее.
Судя по всему, здесь консенсус между министерствами найден. Он заключается в том, что выплаты нынешним пенсионерам будут одномоментно повышены. Детали пока согласуются. Но очевидно, что речь идет о довольно существенном приросте - возможно, на 30-40 процентов. Это называется "валоризацией", то есть повышением реальной материальной ценности пенсий. Должен подчеркнуть, это разовое повышение, и оно будет происходить в дополнение к тем индексациям, которые предусмотрены законодательством и связаны с инфляцией и ростом средней заработной платы по стране.
Когда эта "валоризация" пройдет? Скорее всего в 2010-2011 годах, хотя, конечно, хотелось бы побыстрее. В результате планируется вывести среднюю пенсию на уровень 2-2,5 прожиточного минимума пенсионера. Сейчас, хочу напомнить, средняя пенсия лишь слегка превышает один прожиточный минимум пенсионера. Это довольно существенное продвижение. Такое решение, как мне представляется, поможет избежать распространения бедности среди пенсионеров.
К "валоризации" примыкает и вопрос о необходимости вывести на уровень прожиточного минимума базовую часть пенсии. Сейчас эта выплата обеспечивает только половину прожиточного минимума. Думаю, что в указанные выше сроки и этот разрыв будет устранен. Тем более что с 1 января 2009 года минимальная заработная плата догонит среднероссийский прожиточный минимум трудоспособного человека.
Вторая проблема, которая, видимо, каким-то образом будет решаться, связана с работниками, имеющими обязательные накопительные счета. Это те, кто моложе 1966 года рождения. За них сейчас работодатели отчисляют на персональные накопительные счета 6 процентов от их заработной платы. Эти деньги, как известно, инвестируются. Потом, когда люди с 2022 года начнут выходить на заслуженный отдых, накопленные средства приплюсуют к базовой и страховой частям пенсии. Менять ли что-то в схеме? Вокруг этого идет острая дискуссия. Министерство финансов предлагает, чтобы такая категория будущих пенсионеров начала перечислять уже из полученной на руки заработной платы 3 процента на свои накопительные счета.
Фактически речь идет о введении еще одного налога на доходы физических лиц - на этот раз по признаку возраста. Но и это не все. Те 6 процентов, которые платит работодатель, предлагается уполовинить, забрав 3 процента для выплат нынешним пенсионерам. С одной стороны, радует, что минфин горой стоит за сохранение обязательных накопительных счетов (минздравсоцразвития, например, хочет их фактически ликвидировать). Но, с другой стороны, увеличение налогового бремени на работника, конечно же, не вызывает энтузиазма в обществе. Да и у бизнеса, которому придется решать вопрос о повышении зарплат, чтобы как-то компенсировать новые платежи. Думаю, здесь примут какое-то компромиссное решение. Допустим, незначительное повышение пенсионных платежей или пересмотр регрессивной шкалы единого социального налога. И это "обменяют" на консервацию налога на добавленную стоимость (НДС).
Сейчас принято решение отложить вопрос по НДС до 2009 года. Но, судя по всему, его судьба будет увязана с судьбой ЕСН. Базовая ставка этого социального налога, как известно, составляет 26 процентов. По мере роста личной зарплаты ее размер снижается. Например, если доход работника в течение года зашкалил за 600 тысяч рублей, то с превышения над этой суммой ЕСН составляет всего 2 процента. Это и называется регрессивная шкала, которая - что важно - не индексировалась уже несколько лет. А номинальная заработная плата в стране быстро растет. Тем самым фактический размер ЕСН постоянно падает и продолжает снижаться.
Неудивительно, что в бюджете Пенсионного фонда растет дыра, которую вынужден закрывать федеральный бюджет. Поэтому здесь, думаю, скорее всего, будут реализованы предложения минфина по индексации регрессивной шкалы, что приведет к существенному повышению сборов ЕСН.
Кроме того, не исключено, что будет принято решение уменьшить льготы по выплате единого социального налога. Как известно, сейчас они существуют в отношении малого бизнеса и ряда секторов экономики, прежде всего аграрного. Конечно, это означает, что налоговая нагрузка на них повысится. Но, с другой стороны, эти деньги, которые будет платить работодатель в дополнение к нынешним, пойдут на выплату пенсий их же работникам. Поэтому здесь, как мне представляется, и должна проявиться социальная ответственность бизнеса. Хотя надо очень тонко провести грань, чтобы действительно чрезмерно не утяжелить налоговую нагрузку в этих секторах.
Третья проблема связана с людьми среднего возраста. Это те, кто еще работает, но не имеет обязательных накопительных счетов. Здесь, конечно, определенные надежды связаны с недавно принятым законом о государственном софинансировании добровольных пенсионных накоплений. Как известно, на 12 тысяч рублей, которые отчисляет сам работник, государство доплачивает еще 12 тысяч. И все это идет в пенсионную систему - на накопительный счет работника.
Но здесь, думаю, в ближайшие годы обязательно встанет вопрос расширения масштабов участия государства в этой программе. Первые опросы показывают, что желающих войти в нее - 1-1,5 миллиона человек. Этого мало, учитывая, что у нас 75 миллионов человек экономически активного населения. И программа, если она претендует на успех, должна привлечь большинство работающих. Но пока, на мой взгляд, стимулов недостаточно. Их придется вырабатывать. Иначе люди, которые начнут выходить на заслуженный отдых через 10-15 лет, повторят судьбу нынешних пенсионеров. И здесь снова понадобятся дополнительные расходы бюджета (или Фонда национального благосостояния), например, на увеличение размера государственного софинансирования до 40-50 тысяч рублей в год.
Думаю, те решения, которые примут, должны быть оптимальными и для условий ведения бизнеса в стране и в то же время помочь разрулить важнейшую социальную проблему - повысить уровень социального обеспечения и пенсионного страхования.