Шестьдесят колымчан, которые должны были вылететь на лечение и плановые операции в Хабаровск, Новосибирск и Москву рейсами компании "Дальавиа", обратились за помощью к властям Магаданской области.
Боятся не успеть
Хабаровская авиакомпания в этом году выиграла конкурс на перевозку колымских пациентов за счет государственного фонда социального страхования - она предложила самые низкие тарифы. После отмены вылетов "Дальавиа" несколько человек удалось отправить в клиники, договорившись с другими авиакомпаниями. Остальные либо ждут, либо приобретают авиабилеты за свой счет.
Александр Хаблов, инвалид третьей группы, за последние годы перенес три инфаркта. И теперь, говорят медики, ему безотлагательно необходима операция на сердце. В Магадане их не делают. Но есть все договоренности с новосибирским центром.
- Мне срочно нужна операция, - говорит Александр. - Я купил билет на самолет другой авиакомпании. Мне это обошлось в десять тысяч рублей, но другого выхода не было.
Далеко не каждый нуждающийся в лечении колымчанин может себе позволить вылететь на операцию за свой счет. В администрации Магаданской области говорят, что постараются отправить в клиники центральных районов страны всех нуждающихся в лечении. Но не сразу.
"Дальавиа" перевозить больных не готова.
- Дальнейшее действие контрактов невозможно в связи со сложившейся ситуацией. Значит, для перевозки фонду социального страхования необходимо заключать аналогичные контракты с другими компаниями, - сообщил корреспонденту "РГ" генеральный директор представительства авиакомпании "Дальавиа" в Магадане Петр Зуров.
Новый конкурс - не лучший выход, считают в правительстве области. Неизвестно, сколько времени уйдет на его проведение, а проблему нужно решить быстро.
- Фонд социального страхования сейчас занимается перезаключением договоров с другими компаниями. Но все это делается, к сожалению, через Москву. Поэтому оперативно мы эти вопросы пока решить не можем, - поясняет заместитель губернатора Магаданской области Анатолий Положиев.
Отмена рейсов компании "Дальавиа" может ударить и по магаданским аптекам. Грузы с медикаментами застряли в Хабаровске. Пока ситуация с лекарствами не критическая, но измениться может в любой момент, уверены магаданские фармацевты. Список жителей Колымы, нуждающихся в лечении, на контроле департамента здравоохранения и фонда социального страхования. Большинство пациентов еще может подождать, говорят медики. Сложнее будет, если кому-то понадобится экстренная медицинская помощь, которую на Колыме оказать не могут.
Строго на север
Вчера более 120 пассажиров авиакомпании "Дальавиа", несколько дней ожидавших вылета из Хабаровска в Магадан, были отправлены на Колыму дополнительным рейсом этого перевозчика.
Напомним, что банковские счета "Дальавиа" в сентябре были заблокированы по решению суда из-за долгов Хабаровскому аэропорту, которые составили более 240 миллионов рублей. В минувшую пятницу, как сообщала "РГ", компания приостановила продажу авиабилетов на все направления.
- В настоящее время ситуацию удается разрядить благодаря участию компаний "Аэрофлот" и "Владивостокавиа", которые взяли на себя доставку пассажиров "Дальавиа", - заявил заместитель министра промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Богдан Мусянович.
Коллектив хабаровской авиакомпании обратился к руководству страны с просьбой не допустить банкротства предприятия, принять меры по выводу компании из кризиса и не допустить массового увольнения сотрудников.
Сейчас временным управляющим ОАО "Дальавиа" назначен первый заместитель гендиректора "Владивостокавиа" Игорь Багельфер. Проблему полетов в северные районы Хабаровского края краевое правительство намерено решить путем привлечения на линии авиаперевозчиков Якутии и Сахалинской области.
- Проводится расчет проекта финансирования перевозок на северном направлении, - сообщил Богдан Мусянович. - Затем, видимо, на следующей неделе, он будет предложен перевозчикам. Дотации из краевого бюджета составят 21 миллион рублей для обеспечения работы "Хабаровских авиалиний" и еще девять миллионов рублей предполагается дотировать компании "Дальавиа" для продолжения работы на существующих маршрутах.
Однако дотации на авиасообщение могут быть предоставлены лишь для отдаленных северных районов края. Южные его территории, в частности, аэропорт города Советская Гавань не могут рассчитывать на подобные льготы. По словам замминистра, авиаперевозки на юг Хабаровского края настолько убыточны, что стоит даже вопрос о консервации Советско-Гаванского аэропорта. Но это крайний случай, подчеркнул Мусянович. Пока краевые власти все-таки рассматривают вариант сдачи этого предприятия в аренду и поиска заинтересованной, и, прежде всего, надежной авиакомпании.
Виктор Ишаев, губернатор Хабаровского края:
- В условиях отказа "Аэрофлота" от идеи создания дочерней компании на Дальнем Востоке с вовлечением "Дальавиа" и частичным решением долговых проблем вполне перспективно выглядит консолидация на основании "Ростехнологий". Она сможет привести к снижению цен на авиаперевозки для дальневосточников. Для этого нужно будет заменить парк самолетов, наладить логистику. При этом крупная компания сможет диктовать свою ценовую политику. Планам создания на базе Хабаровского аэропорта крупного транспортного узла, так называемого "хаба", ничто не угрожает. У аэропорта есть все возможности для осуществления этих целей, большинство транспортных потоков, в том числе и воздушных, идут через Хабаровский край.