За последние полтора месяца главы внешнеполитических ведомств России и США Сергей Лавров и Кондолиза Райс заочно и по телефону открыто сказали друг другу много такого, о чем ранее говорилось только намеками, чтобы, не дай бог, не навредить двусторонним отношениям.
Во вторник российский министр прилетел в Нью-Йорк в том числе и для того, чтобы наконец посмотреть в карие глаза госсекретаря. Что он в них увидит, явно интересует всех без исключения участников открывшейся 63-й сессии Генассамблеи ООН.
Очевидно - все 120 глав съехавшихся в Нью-Йорк делегаций (среди которых десятки глав государств) будут внимательно следить за тем, чья версия того, что же в итоге произошло на Кавказе, окажется более убедительной. Российская или американская. За прошедшие со дня нападения Грузии на Южную Осетию полтора месяца вроде бы уже все было сказано, прокомментировано и процитировано. Однако похоже, что многие государства и их правительства ждали именно этой сессии Генассамблеи, чтобы еще раз выслушать обе позиции и сделать окончательный для себя вывод - кто все-таки прав.
С одной стороны, может показаться, что у доктора Райс задача значительно легче, чем у Сергея Лаврова. Во-первых, ей, как говорится, будут помогать родные стены. А во-вторых - себе на помощь госсекретарь вызвала "тяжелую артиллерию". В первый же день политической дискуссии с трибуны генассамблеи выступил сначала президент США Джордж Буш, а спустя несколько часов и грузинский лидер Михаил Саакашвили. Они уже неоднократно обвиняли почти хором и практически во всех смертных грехах Москву.
13-я из двадцати минут речи президента США Джорджа Буша на 63-й сессии Генассамблеи ООН стала ключевой для российско-американских отношений. Хозяин Белого дома, в частности, заявил: "Мы должны проявить солидарность и оказать поддержку народу Грузии. В Уставе ООН говорится о равенстве прав малых и больших стран. Вторжение России в Грузию - нарушение этого права. Молодые демократии мира смотрят на нас: как мы отреагируем на такое испытание. Мы работаем со своими сооюзниками в многосторонних учреждениях, таких как ЕС и НАТО с тем, чтобы обеспечить территориальную целостность Грузии, оказать гуманитарную помощь. И наша страна, и союзники и впредь будут поддерживать демократию в Грузии. Мы поддерживаем Украину, Грузию, Ливан, Либерию, Ирак и другие храбрые молодые демократии. Мы восхищаемся вашей смелостью и теми жертвами, которые вы приносите на алтарь демократии. Мы и впредь будем поддерживать тех, кто за свободу".
Следом за Бушем выступал президент Франции Николя Саркози, у которого явно иные планы насчет развития отношений с Москвой: "Европа хочет построить с Россией совместное будущее. Она хочет быть партнером России. Почему бы нам в рамках всего континета не создать общее европейское пространство, которое объединяло бы Россию и Евросоюз".
С другой стороны, всем понятно, что и Буш, и Райс уже стали полноценными "хромыми утками". Причем сразу на обе ноги. Их политические карьеры закончатся буквально через считаные недели. А значит, мнение этой отнюдь не сладкой парочки интересует мировых лидеров все меньше.
На другой чаше весов слова главы внешнеполитического ведомства России - государства, которое не только смогло уберечь свою экономику от серьезных финансовых потрясений, не только продолжает демонстрировать хорошие показатели экономического роста, не только остается крайне инвестиционно привлекательным для иностранного бизнеса, не только является одним из главных мировых поставщиков энергоресурсов, но и последовательно выполняет все пункты соглашения Медведева-Саркози.
На среду запланирована и двусторонняя встреча Сергея Лаврова с Кондолизой Райс. Не исключено, что интерес к ней будет куда больше, чем к выступлению на Генассамблее Джорджа Буша.