24.09.2008 03:00
Власть

Николай Злобин: Россия научилась быстро включать механизм поддержки рынка

Текст:  Николай Злобин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4757)
Читать на сайте RG.RU

В последние недели мир просто испытывается на прочность, причем по разным критериям почти одновременно. Война на Кавказе привела к похолоданию в отношениях между Россией и Западом. Все основные международные организации - от ООН и НАТО до СНГ и ОДКБ - не просто не смогли предотвратить этот конфликт, но и в значительной степени оказались неэффективными в деле урегулирования его последствий. Нарастание предвыборного напряжения в США, где за президентское место борются кандидаты, предлагающие весьма разные взгляды на то, как должно развиваться мировое сообщество и какую роль будут играть в нем США, лишь увеличивает неопределенность международной стабилизации в обозримом будущем.

Мир стремительно движется к состоянию, где не будет доминирующих центров силы и большие страны становятся заложниками региональных проблем. Войны в Ираке, Афганистане и на Кавказе показали, что и Россия, и США к региональным конфликтам оказались не просто не готовы, но зачастую таскают в них каштаны из огня для других.

Большие страны все последние десятилетия готовились к совсем другому по характеру и масштабу конфликту, и перестроиться им так же трудно, как трудно быстро развернуть огромный ледокол. Сила инерции еще долго будет ощущаться в мировой политике. Американские внешнеполитические импровизации сталкиваются с импровизациями российскими и европейскими, доводя долю экспромта в мировой политике до крайне опасного размера.

Одновременно мировое сообщество проходит через глубокий экономический кризис, который с печальной регулярностью, но завидным разнообразием неожиданно бьет по тем или иным секторам мирового хозяйства, до предела увеличивая нервозность и политиков, и простых граждан. Депрессивные экономические новости стали привычными для американцев, теряющих свое финансовое благосостояние то в ходе затянувшегося кризиса недвижимости, то в результате проблем с ликвидностью в банковском секторе страны. Ряд экономистов США предупреждают о тревожных тенденциях в сфере занятости, о возможном росте инфляции, о том, как трудно удерживать слабый доллар, помогающий США смягчать большую часть экономического негатива. Безусловно, экономика Америки великолепно подготовлена для преодоления кризисов, в ней есть множество рыночных механизмов и рычагов, которые всегда были способны не просто вывести экономику страны из кризиса, но и дать ей мощный стимул для развития. Мало кто сомневается, что они сработают и в этот раз.

Но ситуация продолжает оставаться непростой. С начала года закрылся уже 12-й банк. Миллионы американцев оказались в положении, когда их дома стали намного дешевле, чем ссуды, взятые ими в свое время для их покупки. Это особенно неприятно именно для людей, которые привыкли чувствовать себя мобильными, способными легко менять работу и жилье, зарабатывать на недвижимости. Иметь свой дом - часть знаменитой американской мечты - оказалась под угрозой. В результате американцы смотрят на свое государство для защиты от экономического кризиса, сохранности сбережений и качества жизни.

Правительство США предложило экстраординарные меры, сравнимые по масштабу с мерами по преодолению Великой депрессии 1930-х годов. Администрация Буша попросила 800 млрд долларов для выкупа обязательств банков и приведения в порядок их финансовых балансов. США уже потратили 85 миллиардов долларов на спасение страховой компании AIG, взятой под управление государством, и около 200 млрд долларов на спасение взятых под опеку государством ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, которые отвечают почти за половину рынка ипотеки в стране. О своем банкротстве объявил банк Lehman Brothers. Влиятельные банки Goldman Sachs и Morgan Stanley изменили статус с независимых банков на холдинги, которые по закону подвержены жесткому контролю со стороны государства, но имеют право на новые государственные кредиты. Сегодня в США вообще не осталось независимых инвестиционных банков. Судьба 800 млрд будет решена в конгрессе страны.

Кризис больно ударил по России, лидеры которой еще недавно говорили о том, что это тихая гавань в бушующем мире. По мнению Алексея Кудрина, фондовый рынок потерял 52% капитализации, отток капитала составил до 15 млрд долларов, а уровень инфляции по итогам года превысит запланированный, то есть россиянам хранить наличные деньги стало, что называется, себе дороже. С начала войны на Кавказе инвесторы отозвали из страны 35 млрд долларов.

Кризис показал, во-первых, что российская экономика очень тесно связана с глобальной, но рассчитывать на превращение Москвы в один из мировых финансовых центров еще рано. Во-вторых, что гражданам страны сегодня вкладывать деньги в акции и облигации - неоправданный риск. В-третьих, что Россия страдает от недостатков финансовой инфраструктуры и без серьезного государственного вмешательства тут не обойтись. Президент Медведев выделил 60 млрд долларов для банков, которые являются при всех слабостях сегодня все же лучшим местом для денег россиян. Банки, хоть и медленно, но повышают ставки по депозитам, что позволяет сохранить деньги и компенсировать потери от инфляции. Как известно, наиболее заметное повышение ставок по вкладам произошло во втором квартале, что привело к более высокому росту депозитов.

В-четвертых, наиболее устойчивыми финансовыми институтами в условиях кризиса в любых странах оказываются банки, полностью или частично контролируемые государством. В России это, например, Сбербанк. Даже если проценты по его депозитам ниже, чем в других банках, зато надежность этих вкладов гарантирована, ибо в России, как теперь и в США, контролируемый государством банк не будет иметь никаких проблем с ликвидностью даже в условиях финансового кризиса. В этом, например, и был весь смысл предложений Джорджа Буша по спасению крупнейших банков США, переходящих теперь под государственное управление. Стабильность Сбербанка России и сохранность вкладов в нем гарантирована теперь не только его значимостью и репутацией самого надежного банка во всей истории России страны, но и средствами Российского государства, которое сегодня обладает третьим по величине валютным резервом в мире. Не случайно именно Сбербанку как главной системообразующей финансовой структуре страны перепадет большая часть выделенных Медведевым денег. Как бы ни развивалась экономическая ситуация, ясно, что Россия не может позволить себе подорвать репутацию Сбербанка, ибо для всего мира это станет индикатором кризиса всей экономической политики правительства.

Последние недели показали, что Россия неплохо научилась у американцев быстро включать государственный механизм поддержки рынка в условиях кризиса и не бояться вмешательства правительства в экономику. Другое дело, чтобы это не стало постоянным и не перешло на послекризисный период, как бы правительству этого ни хотелось. Роль государства заключается не просто в преодолении кризиса, но и в создании условий для нового экономического рывка. Именно этого сегодня добиваются члены конгресса США в споре с администрацией Буша. Есть ли такой ограничитель в России?

Обсудить статью в блоге автора

Позиция