В Зеленограде начала работать автоматическая станция контроля уровня шума, создаваемого авиатранспортом.
Как рассказали "РГ" в "Мосэкомониторинге", это первая подобная установка в столице. Сегодня 10 процентов территории Москвы находится в зоне повышенного авиашума. Особенно от набирающих высоту и садящихся самолетов страдают жители Западного, Юго-Западного, Северо-Западного и Зеленоградского округов. Над ними пролегают самые оживленные трассы. Установка, смонтированная специалистами "Мосэкомониторинга", способна реагировать на превышения шумового фона. Управлять работой можно дистанционно. Информация в режиме реального времени будет передаваться в информационно-аналитический центр "Мосэкомониторинга".
Впрочем, что делать дальше с полученной информацией, пока не особенно понятно. Столичные власти долго думали, как бороться с шумом на стройплощадках, который досаждает жителям всех районов города. Прежде всего запретили строить по ночам. Разрешение на ночное строительство дается теперь в Москве лишь в исключительных случаях - например, если прокладываются коммуникации при дорожном строительстве. Недавно созданная акустическая служба "Мосэкомониторинга" тщательно следит за тем, насколько шумят стройплощадки. По жалобам жильцов ее сотрудники выезжают на проблемные стройки и специальными шумомерами замеряют децибелы. Если устанавливается превышение норм, застройщиков штрафуют.
Именно ужесточение административной ответственности столичные экологи считают одной из самых действенных мер по снижению шумовой загрязненности в Москве. По инициативе столицы в Кодекс об административных правонарушениях РФ были внесены поправки об увеличении штрафов за нарушение тишины. И теперь для юридических лиц материальная ответственность увеличена с 20 до 300 тысяч рублей. "Мы долго изучали, как за рубежом спасаются от шума, и пришли к выводу, что там главная преграда - это суровые законы, предусматривающие очень серьезное наказание за превышение допустимых шумовых норм, - пояснили "РГ" в "Мосэкомониторинге". - Считаем, что и у нас это может подействовать. Вряд ли кто-то из тех же застройщиков готов рисковать и платить каждый раз по 300 тысяч за ночные работы".
На нарушителей тишины в небе по идее тоже можно наложить штраф. Но пока такой практики в столице не существовало. Потому что еще недавно сложно было точно определить, кто именно мешает москвичам спать - пролетающий лайнер или расположенная рядом оживленная трасса. Теперь специальный прибор обеспечивает выделение шума летательного аппарата на фоне остальных шумов и распознает его тип, а также пространственные координаты воздушного судна. Обычное время нахождения самолета в зоне действия станции - 40 секунд. Для того же, чтобы определить источник шума, требуется всего 1-1,5 секунды. Это было подтверждено в ходе натурных испытаний, проведенных в 2006 году вблизи аэропорта Шереметьево.
Поступившие со станции данные сохраняются в базе и подвергаются окончательной обработке, которая включает в себя расчет средних уровней шума за периоды, по которым формируются информационные отчеты: день, ночь, сутки, неделя, месяц, год и т.д. С помощью таких детекторов, несмотря на самый напряженный трафик, без труда можно определить номер борта самолета, нарушившего покой москвичей.
В "Мосэкомониторинге" очень надеются, что благодаря этим исследованиям появятся фактические доказательства, необходимые для возбуждения административных дел по фактам нарушений. В планах столичных экологов установить аналогичные станции также в районах Южное Бутово и Солнцево.