В ближайшие дни, видимо, будут приняты решения по модернизации российской пенсионной системы.
Их главная задача - добиться повышения материального обеспечения нынешних и будущих пенсионеров.
В пенсионной системе накопились три большие проблемы. Первая - это положение нынешних пенсионеров. Значительная часть тех людей, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, свою трудовую жизнь провели еще в Советском Союзе.
Для тех, кто уже на пенсии
К сожалению, уровень их пенсий крайне небольшой. Сегодня средняя пенсия в России составляет 4,5 тысячи рублей в месяц. А тут еще инфляция, которую никак не удается остановить. Поэтому исполнение нашего морального долга (хотя бы в какой-то значимой его части) перед родителями тем более не может быть отодвинуто на далекое будущее.
Судя по всему, здесь консенсус между министерствами найден. Он заключается в том, что выплаты нынешним пенсионерам будут одномоментно повышены - возможно, на 30-40 процентов. Это будет разовое повышение - так называемая "валоризация", и оно будет происходить в дополнение к тем индексациям, которые связаны с инфляцией и ростом средней зарплаты по стране. Произойдет это, скорее всего, в 2010-2011 годах, хотя, конечно, хотелось бы побыстрее. В результате планируется вывести среднюю пенсию на уровень 2-2,5 прожиточного минимума пенсионера. Сейчас, хочу напомнить, средняя пенсия лишь слегка повышает один прожиточный минимум пенсионера.
Для молодежи
Вторая проблема связана с работниками, имеющими обязательные накопительные счета. Это те, кто моложе 1966 года рождения. За них сейчас работодатели отчисляют на персональные накопительные счета 6 процентов от их зарплаты. Эти деньги, как известно, инвестируются. Потом, когда люди с 2022 года начнут выходить на заслуженный отдых, накопленные средства приплюсуют к базовой и страховой частям пенсии. Менять ли что-то в схеме? Вокруг этого идет острая дискуссия. Минфин предлагает, чтобы эти работники начали перечислять уже из полученной на руки зарплаты 3 процента на свои накопительные счета. А те 6 процентов, которые платит работодатель, предлагается уполовинить, забрав 3 процента для выплат нынешним пенсионерам. С одной стороны, радует, что минфин горой стоит за сохранение обязательных накопительных счетов. Но, с другой стороны, увеличение налогового бремени на работника, конечно же, не вызывает энтузиазма в обществе.
Кроме того, идет большая дискуссия о том, нужно снижать НДС или нет. Сейчас принято решение о консервации налога до 2009 года. Но, судя по всему, судьба НДС будет увязана с судьбой ЕСН. Базовая ставка этого социального налога, как известно, составляет 26 процентов. По мере роста личной зарплаты ее размер снижается. Например, если доход работника в течение года зашкалил за 600 тысяч рублей, то с превышения над этой суммой ЕСН составляет всего 2 процента. Это и называется регрессивная шкала, которая - что важно - не индексировалась уже несколько лет. А номинальная заработная плата в стране быстро растет. Тем самым фактический размер ЕСН постоянно снижается. Неудивительно, что в бюджете Пенсионного фонда растет дыра, которую вынужден закрывать федеральный бюджет. Поэтому здесь, думаю, скорее всего, будут реализованы предложения минфина по индексации регрессивной шкалы, что приведет к существенному повышению сборов ЕСН.
Кроме того, не исключено, что будет принято решение уменьшить льготы по выплате единого социального налога. Как известно, сейчас они существуют в отношении малого бизнеса и ряда секторов экономики, прежде всего аграрного.
Для средних возрастов
Третья проблема связана с людьми среднего возраста. Это те, кто еще работает, но не имеет обязательных накопительных счетов. Здесь, конечно, определенные надежды связаны с недавно принятым законом о государственном софинансировании добровольных пенсионных накоплений. Как известно, на 12 тысяч рублей, которые отчисляет сам работник, государство доплачивает еще 12 тысяч. И все это идет в пенсионную систему - на накопительный счет работника. Но здесь, думаю, в ближайшие годы обязательно встанет вопрос расширения масштабов участия государства в этой программе. Первые опросы показывают, что желающих войти в нее - 1-1,5 миллиона человек. Этого мало, учитывая, что у нас 75 миллионов человек экономически активного населения. И программа, если она претендует на успех, должна привлечь большинство работающих. Но пока, на мой взгляд, стимулов недостаточно. Их придется вырабатывать. Иначе люди, которые начнут выходить на заслуженный отдых через 10-15 лет, повторят судьбу нынешних пенсионеров.