"Уровень коррупции в стране, что называется, зашкаливает". Фраза, сказанная главой президентской администрации Сергеем Нарышкиным в начале координационного антикоррупционного совещания руководителей правоохранительных органов, которое прошло вчера в Генпрокуратуре, уже не выглядит сенсацией.
Крестовые походы против мздоимства объявляли и раньше, только закончилось это тем, что в международном рейтинге коррумпированных стран Россия оказалась на 147-м месте по соседству со слаборазвитыми африканскими странами.
Сегодня власть проявляет не просто политическую волю и желание очистится от коррупционной коросты, но и приступила к конкретным шагам. Причем по всем направлениям, начиная от изменения законодательства и заканчивая ужесточением контроля за армией чиновников. Именно об этом в первую очередь и зашла речь на координационном совещании, где присутствовали не только руководящие работники прокуратуры, но и заместитель председателя правительства Сергей Собянин, глава МВД Рашид Нургалиев, министр юстиции Александр Коновалов, руководители всех правоохранительных структур и судебной власти, а также полпреды президента в федеральных округах.
- Наши действия - это не попытки или намерения, а именно действия, - эти слова Сергей Нарышкин адресовал тем, кто еще не понял, что в этот раз будет не так, как раньше.
При этом он не стал делать упор на закручивании гаек. По мнению руководителя администрации президента, действовать нужно не столько ужесточением, сколько предупреждением и созданием атмосферы нетерпимости к этому опасному явлению. При этом Сергей Нарышкин высказался за введение системы мер поощрения для тех, кто находится на переднем крае борьбы с коррупцией и добросовестно исполняет свои обязанности. Речь в том числе идет о введении дополнительных надбавок "за особые условия" для оперативников и следователей. Вместе с тем он отметил, что сегодня в основном раскрываются очевидные и несложные коррупционные преступления. То есть хватают тех, кто берет "на лапу" наличные и напрямую.
- Редко когда объектом расследования становятся высокопоставленные должностные лица, в том числе из правоохранительных органов, - подчеркнул Сергей Нарышкин.
То, что правоохранительная система не дорабатывает в борьбе с коррупцией, отметил и Генеральный прокурор Юрий Чайка. Он честно признал, что предпринимаемые в этом направлении меры нельзя признать адекватными существующему положению.
- Анализ ситуации показывает, что нам необходимо самым серьезным образом перестроить организацию работы, переходить к новому ее качеству.
Для осознания масштабности проблемы необходимо отойти от оценки работы только по количеству расследованных уголовных дел, тривиального восприятия коррупции как непосредственного подкупа должностных лиц, от шаблонных понятий ее противодействию, - отметил Генпрокурор.
Юрий Чайка выделил четыре основных вида коррупции: бытовую, коррупцию в органах госуправления, в судебных, правоохранительных и контролирующих органах и коррупцию в представительных органах власти. Именно в этих направлениях в первую очередь и должны работать правоохранительные органы.
Он также отметил, что основная масса российских граждан реально ощущает на себе влияние коррупции, прежде всего в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. У людей складывается устойчивое убеждение, что без взятки невозможно решить ни один вопрос. Как следствие, формируется негативное отношение людей к власти и правоохранительным органам в частности. Поэтому, отметил Генпрокурор, очень важно добиться неотвратимости наказания. Реагировать на любое, даже самое мелкое нарушение прав граждан.
Юрий Чайка также проинформировал, что в ближайшее время прокуратура начнет масштабную проверку законности использования государственного имущества. Такое указание записано в Национальном плане по противодействию коррупции.
Говоря о проблемах законодательства, глава надзорного органа обратил внимание, что лишь в 18 субъектах Федерации приняты законы о противодействии коррупции.
- Мы рассчитываем, что полномочные представители президента активно включатся в эту работу и активизируют принятие во всех субъектах Российской Федерации необходимых законодательных актов, - сказал Юрий Чайка.
Министр внутренних дел, также выступивший на совещании с развернутым докладом, основной упор сделал на укрепление взаимодействия между различными контролирующими и правоохранительными структурами. С одной стороны, это позволит снизить так называемое административное давление на бизнес и исключить ситуации, когда на частных предприятиях днюют и ночуют проверяющие из всевозможных инстанций. С другой - сделает борьбу с коррупцией более эффективной.
- На сегодняшний день, по оценкам наших экспертов, Россия в год теряет из-за коррупции около 40 миллиардов рублей. Иностранцы называют еще большую цифру - 20 миллиардов долларов, - привел неутешительные данные Рашид Нургалиев.
Он также поддержал мысль, высказанную Юрием Чайкой, что коррупция превратилась в неотъемлемую часть жизни наших граждан.
Главный же вывод, который можно было сделать из совещания, - борьба с коррупцией не должна превращаться в смысл жизни лишь правоохранительных структур. Государство предполагает направить на это усилия всей своей машины и активно привлекать к этой работе гражданские институты. Осталось лишь решить задачу, как заставить чиновников отказаться от сладкой кормушки, из которой они сытно питались долгие годы.