Вернувшиеся из Венесуэлы российские Ту-160 попутно установили несколько рекордов.
Впервые стратегические ракетоносцы России провели многочасовое патрулирование тропических широт в непосредственной близости от границ США. Впервые их экипажи освоили взлеты-посадки на аэродромах американского континента. Впервые полет Ту-160 растянулся на долгие 15 часов. Наконец, еще никогда в истории отечественной авиации стратегические ракетоносцы не заправлялись топливом в ночном небе.
Чтобы понять всю сложность и уникальность такой операции, достаточно представить 200-тонную махину, которую на скорости 600 километров в час на 15 минут "привязывают" к воздушному танкеру Ил-78 конусом-шлангом длиной чуть более 20 метров. Стоит летчику резко повести ручкой управления - и струя топлива с напором две тонны в секунду окатит самолет и забьет фонтаном в небо. Дозаправка в воздухе и в светлое время считается у "дальников" высшим пилотажем.
Чтобы нейтрализовать нежелательный эффект перелета Ту-160, американские руководители заговорили об "анахроничных демонстрациях" и "стареющих бомбардировщиках" России. На самом деле "туполевы" так же далеки от старости, как США от России. Самолет, опередивший свое время, еще на многие годы останется надежным оружием первого удара. К тому же он постоянно совершенствуется, переоснащается новыми высокоточными боеприпасами - авиабомбами и крылатыми ракетами с разнообразными системами самонаведения. Например, "крылатка" Х-55 (в арсенале Ту-160 их 12 штук) готова поразить цель на расстоянии порядка 2,5 тысячи километров. Она идет так низко над землей, что ее не могут отследить ни один радар, ни одна радиолокационная станция системы ПРО. В этом ее качественное отличие от межконтинентальных баллистических ракет, которые легко засекают из космоса.
Даже белый окрас Ту-160 - не дань гламурной моде, а не что иное, как защитное покрытие самолета от светового излучения ядерного взрыва.