Примета времени: предметы советской эпохи из мало кому нужных ретроэкспонатов на глазах превращаются в дорогостоящий антиквариат.
Бюст кумира
К разного рода "аллеям памяти" - скульптурным композициям советских времен - мы уже привыкли. Например, в Хабаровске территорию краевого музея украсили скульптуры мальчиков-горнистов, девушек с веслом, двухметрового всесоюзного старосты Калинина и огромного Володи Ульянова. Все раритеты собирали по близлежащим пионерлагерям или просто на свалках.
Теперь бывшие владельцы могут взгрустнуть. Те наивные памятники эпохи, оказываются, стоят кучу денег.
Вот несколько свежих лотов популярного интернет-аукциона Молоток.ру.
Бронзовый бюст В.И. Ленина, высота 250 мм, известного скульп тора Рабина, 1958 года - стартовая цена 10 тысяч рублей.
Примерно аналогичных размеров бюст Дзержинского - уже 35 тысяч. Правда, Железный Феликс отлит из почитаемого тонкими ценителями каслинского чугуна.
А вот предложение посерьезнее. Железобетонный бюст товарища Сталина, высота 90 см. Местоположение - Верхотурье (это на Урале). Текущая цена - 42 тысячи рублей. Если вы согласитесь сделать 30-процентную предоплату, хозяин бюста берется доставить железобетонного Иосифа Виссарионовича в Екатеринбург. А дальше - самовывоз.
А вот еще любопытное предложение. Большой настольный бюст Ленина, авторская работа знаменитого русского скульптора Николая Андреева. Местоположение - Грузия, цена - 22 119 рублей. Ценник странный, наверное, переводили в рубли с лари.
А еще недавно сообщалось о продаже в Самаре полноценного мраморного памятника герою Гражданской войны Щорсу. Цена оглушает: 360 тысяч рублей. А что вы хотите - наследие коммунистического прошлого в цене.
Кружатся диски
Люди старшего поколения могут смело пропустить этот абзац. Молодежи же полезно напомнить, что винил - это такая пластинка, изобретенная в 30-х годах прошлого века. Название пошло от материала: делали их из эластичной пластмассы - полихлорвинила. Позже появились стереофонические пластинки. Проигрыватель виниловых дисков называли вертушкой.
Во времена СССР мы били мировые рекорды: 30 лет назад индустрия грампластинок достигла пика, выдавая на-гора до 180 млн экземпляров в год. Но уже лет десять назад производство винила в России было полностью свернуто. Казалось, старые пластинки останутся лишь прихотью небольшой группы меломанов и диск-жокеев, настала эпоха цифрового формата носителей музыки. Но хоронить винил поторопились.
Второе рождение винила идет к нам с Запада. Как подсчитали маркетологи лондонских звукозаписывающих студий, спрос на виниловые диски за последний год вырос вдвое. Налицо уже дефицит: спрос заметно опережает предложение.
Доставать бабушкины патефоны, кстати, не потребуется. На рынке есть неплохой выбор проигрывателей. Отечественный производитель в этом сегменте совершенно не представлен, потому цены в долларах. Самые дешевые китайские - от 200 долларов. А вот проигрыватель ретро-пластинок известной американской фирмы VPI, которые признаны в США вершиной в области воспроизведения винила, запросто могут облегчить карман меломана на 11-12 тысяч долларов. Есть вертушки и в пять раз дороже. Некоторые производители дорогих моделей утверждают, что специально разрабатывают картриджи (раньше это называлось иглой), которые позволят вам смело ставить пластинки из бабушкиной коллекции: проигрыватель выдержит даже граммофонные записи.
Современный отечественный винил в обозримом будущем на рынке не появится: нет мощностей и оборудования. А значит, начнем расхватывать старые запасы.
Пока еще виниловые диски реально купить по 100-200 рублей, и даже редкие довоенные пластинки для патефона стоят ненамного дороже. Пока...
Что за жизнь без пулемета
- Два года назад я отказался от "Максима" по жадности, - грустно признается Сергей, предприниматель из Подмосковья. - Тогда мне его предлагали за 30 тысяч рублей. В прошлом году он уже стоил 60 тысяч. А сегодня за "Максим" просят 100 тысяч!
Парень мечтает стать владельцем легендарного пулемета исключительно в мирных целях: хочет установить "Максим" в офисе или на даче. Пулемет внешне как боевой, но стрелять не способен: говоря по-научному, деактивирован. Владеть им можно без всяких лицензий, но вот цена...
100 тысяч рублей - это нижний порог. Цена на самые востребованные пулеметы "Максим" советских времен на раннем станке Соколова (ценится за классический бронзовый лафет) начинается обычно со 130-150 тысяч.
Хотя, замечу, "Максим" всегда был в цене. Еще в 1902 году, когда российский Генштаб решил больше не закупать пулеметы Хайрама Максима, наладив их производство в Туле, фирма "Виккерс, сыновья и Максим лимитед" передала нам это право за 80 фунтов стерлингов (756 рублей золотом) за каждый ствол. "Импортный" Макс обходился казне в 3 тысячи рублей, а тульский, даже с учетом авторских отчислений, - в 2 тысячи. Большие деньги в то время. Тогда пуд ржи стоил 90 копеек, а профессор получал 2-3 тысячи рублей в год.
Но тогда это было чудо техники. Почему дорожает сегодня? Может, по причине редкости?
Вряд ли. До революции в России произвели свыше 37 тысяч пулеметов "Максим". А пик их выпуска пришелся на советские годы: до конца Великой Отечественной собрали почти 150 тысяч. Конечно, немало их было уничтожено в боях, но на складах и в частных коллекциях "Максимов" еще порядком. К тому же сегодня их везут к нам и из-за границы - из Украины и Финляндии.
Просто спрос превышает предложение. Причем существенно. Модно иметь такое чудо.
...Кстати, буквально на днях на одном специализированном оружейном форуме появилось необычное предложение: деактивированный пулемет "Льюис", который все знают по "Белому солнцу пустыни". За оружие красноармейца Сухова владелец хочет... 18 тысяч евро.
Одновременно на продажу выставлены два противотанковых ружья. Помните, такие огромные "дуры", с которыми советские бойцы останавливали фашистские танки? Так это они. Ценник соответствующий: 140 тысяч рублей.
Цена шокировала даже состоятельных поклонников знакового фильма и небедных наследников фронтовиков-бронебойщиков. Но знатоки утверждают, что и "Льюис", и ружья долго не залежатся.
По сведениям московских антикваров, всегда в цене также:
- живопись нескольких десятков советских художников
- елочные игрушки. Если раньше их скупали в основном зарубежные коллекционеры, то сегодня бодро развивается внутренний рынок
- стекло и фарфор. К примеру, ваза Краснодарского фарфорового завода "Чайка" с авторской монограммой на дне. Цена: 20 000 руб. Еще недавно за такие деньги ее реальнее всего было продать туристам. Сегодня подобные вещи легко находят покупателя и в стране
- "Чайки" из правительственных гаражей сегодня также на вес золота. Прежде всего востребованы лимузины с историей, на которых ездили космонавты и вожди
Спрос на советское рождает не только предложение, но и провоцирует рост цен. К тому же на рынке появляется все больше подделок. Скажем, на одном из заводов начали переделывать старые советские "наганы" в безобидные сигнальные револьверы. В итоге возник ажиотажный спрос на револьверы с клеймом первых лет советской власти: если "наган" 1930-1940 гг. сегодня стоит 4-5 тысяч рублей, то клеймо "1917 год" увеличивает цену минимум вдвое. Рынок тут же завалили револьверы с поддельным клеймом первого года революции.
Еще одна острая проблема растущего российского рынка совантиквариата: мало специализированных магазинов - эксперты сетуют, что по всей Москве их с трудом наберется сотня. В то время как, к примеру, в Париже - более 1500. Впрочем, если тенденция сохранится, это лишь вопрос времени.