26.09.2008 02:00
Экономика

Российские железнодорожники оказались забытыми на территории Казахстана

Российские железнодорожники оказались забытыми на территории Казахстана
Текст:  Сергей Бурдыгин (Оренбург)
Российская газета - Поволжье: №0 (4760)
Читать на сайте RG.RU

Четыре десятка работников станции Союзная Южно-Уральской железной дороги оказались отрезанными от России. Транспортный узел расположен на территории Казахстана, однако принадлежит нашей стране и трудятся здесь россияне. Но теперь, чтобы избежать таможенных проблем, на станции не останавливаются поезда.

Казалось бы, все логично: составы заходят на территорию соседнего государства всего на несколько минут, а остановка на Союзной потребует длительного таможенного досмотра. Вот только другой транспорт до российского Орска, расположенного в 150 километрах, не ходит.

- Похоже, наша станция Союзная повторяет судьбу космической станции "Мир", - грустно шутят местные жители, - отслужила свой срок и стала ненужной. Только у нас в число ненужных попали еще и люди...

Дежурный по станции Союзная стоит на перроне и ждет поезда. Вокруг только степь, переходящая в полупустыню. На здании станции - амбарный замок. Поезда здесь останавливаются, что называется, по требованию. Товарняк тормозит, выходит машинист и от щедрот своих наливает дежурному полное ведро воды. Станция еще на сутки обеспечена живительной влагой - целым ведром...

Союзная была открыта в начале 1960-х годов. Располагается она на стыке трех целинных районов Оренбургской области и сегодня относится к Южно-Уральской железной дороге. Правда, построили станцию буквально в нескольких метрах от госграницы - на территории Казахстана, так было удобнее для расположения подъездных путей. Долгие годы особых проблем такое соседство не вызывало - межреспубликанские границы в Советском Союзе были весьма условными, да и название железнодорожного узла говорило само за себя, символизируя братство народов и республик одной большой страны. После распада Союза начались мытарства и у работников Союзной. Инфраструктура поселка пришла в упадок, газ, продукты и даже воду в цистернах пришлось завозить сюда из соседней теперь уже России. Поначалу все это делалось весьма регулярно и нареканий снабжение у местных жителей не вызывало. На станции останавливался пассажирский поезд Оренбург-Рудный Клад, на котором обитатели Союзной без проблем добирались в соседний российский Орск, где получали (и получают до сих пор) зарплату в банкоматах, лечились в местных больницах и покупали все необходимое.

Увы, это невеликое благоденствие теперь закончилось. Поезд Оренбург-Рудный Клад отменен. Вместо него был пущен поезд до Горного Льна из Орска, который на Союзной останавливаться перестал. Таким образом, были решены все проблемы с таможней. Поезд заходит на территорию Казахстана буквально на несколько минут, а потом снова идет по российской территории. Однако, видимо, забыли о том, что тридцать шесть работников станции - граждане Российской Федерации и еще здесь живут девять пенсионеров-железнодорожников. Общая численность постоянного населения поселка около восьмидесяти человек. А до некогда близкого Орска - сто пятьдесят километров по бездорожью. В непогоду хоть и нужда погонит - не доберешься. До ближайшего казахстанского поселка примерно столько же и по таким же дорогам.

Совсем худо на Союзной стало после решения железнодорожников о начале консервации станции с подготовкой к полному ее закрытию. Вскоре сюда перестали поставлять питьевую воду. Дескать, живут здесь не только граждане России, вот пусть Казахстан о них и заботится.

В свое время в такой же ситуации оказались жители села Пригорного (о чем "РГ" уже писала), территория которого в ходе делимитации стала предметом паритетного землеобмена между Россией и Казахстаном. Тогда граница между двумя странами проходила буквально по главной улице села, но политики пришли к разумному соглашению: наша страна получила около трех тысяч гектаров казахстанской земли в Пригорном и вокруг него в обмен на водохранилище и пахотные земли в Домбаровском районе. Наверное, есть возможность вот так же "обменять" и станцию Союзную. Тем более, не такая уж она и бесперспективная.

- Наша станция - важный распределительный железнодорожный узел для поставок вагонов на крупные российские предприятия: Буруктальский никелькомбинат и Светлинский элеватор, - говорит местный пенсионер-железнодорожник Андрей Пономарев. - Мы всегда чувствовали важность своей работы. Но теперь вдруг появилось ощущение нашей ненужности. И это на фоне постоянных заявлений руководства "РЖД" об увеличении внимания к своим работникам.

Нельзя не отметить, что многие жители Союзной фактически имеют двойное гражданство, что запрещено законодательством Республики Казахстан. По этой причине оказывать социальные услуги местным железнодорожникам Россия просто не имеет права. Вместе с этим руководство ЮУЖД совместно с акиматом Актюбинской области пытается поэтапно решить накопившиеся проблемы.

Пока же поезда проходят мимо Союзной, словно этой станции и вовсе нет в природе.

комментарий

Борис Плохотнюк, заместитель начальника управления Южно-Уральской железной дороги:

- Остановка поездов на Союзной возможна только при соблюдении изменившихся таможенных нормативов. Пока при однопутном движении на 60-километровом участке пути их выполнить нельзя. Принято решение воду для жителей поселка доставлять из Домбаровского.

Железные дороги Оренбургская область Средняя Волга