Нелепая система российского отопления толкает людей в крайности. Тем не менее она все же имеет свои преимущества и дает немцам повод для зависти...
Прошу извинить меня за опечатки. Для них у меня есть уважительная причина. Я сижу за компьютером и трясусь от холода. Мои руки еще не посинели, но уже немного дрожат. Да уж, в Москву пришли ужасные холода. Вместо бабьего лета у нас здесь прямо-таки сибирская осень. В стране, самой богатой полезными ископаемыми, миллионы людей мерзнут в своих квартирах.
Во всем виновата старая советская отопительная система, поэтому я, словно партизан в лесу, сижу за письменным столом в толстом свитере и с закутанным горлом. В больших городах почти все дома подсоединены к единой теплоцентрали. Регуляторов на батареях здесь, как правило, не бывает. Подача тепла осуществляется исключительно централизованным образом через ближайшие распределительные пункты. А они еще не заработали. Потому что в Москве все делается в соответствии с официально утвержденным порядком. По официально утвержденным нормативам центральное отопление включается только тогда, когда средняя температура в течение пяти дней подряд не достигает восьми градусов. На прошлой неделе горячебатарейное счастье было так близко! Четыре дня подряд показания термометра не дотягивали до магических восьми градусов. Но пятый день, чуть более теплый, похоронил все надежды. Правда, городская администрация проявила хоть немного человеческой теплоты и пустила тепло в 3819 больниц, роддомов и детских садов.
Когда же в радиаторы наконец-то поступает горячая вода, что, слава богу, происходит обычно без шума, от жары просто некуда деться. Поскольку отопление в большинстве квартир не регулируется - о термостатах я уже просто не говорю, - единственным средством спасения от парилки в сибирские холода остаются только открытые окна. Городская администрация действует наверняка и запускает в топку все, что горит. И не без оснований: при одной и той же подаче тепла, которое в квартире с новыми окнами, расположенной в середине дома, обеспечивает чуть ли не карибский климат, в угловой квартире со старыми щелястыми окнами, через которые задувает северный ветер, холод мало чем отличается от арктического. Несмотря на подобную напасть, которая не слишком справедлива также с позиции политики по защите климата, жаловаться нам грешно. Ведь при всех проблемах с регулировкой и склонностях к крайностям - в общем и целом московские коммунальщики дают нам возможность пережить зиму более или менее в тепле.
И вам в теплой Германии не следует язвить или тем более злорадствовать. Ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним. А с 1 октября ими будем мы, живущие в России. Вам в Германии при каждом повороте термостата на батарее придется считать и размышлять, на чем другом можно сэкономить сожженные деньги.
Тем временем я нашел метод, при помощи которого теперь, в эти леденящие сентябрьские дни, утешаю себя, глядя на холодные батареи. Я думаю о том, сколько бы мне пришлось заплатить в Германии за регулируемое мною отопление и как дешево обходится мне отопительный режим, установленный свыше, в Москве. В среднем тепло вдоволь из расчета на квартиру стоит 650 рублей в месяц - около 18 евро. Скажите честно, разве бы это вас не согрело?
Из статьи "Холодно-горячо".