29.09.2008 04:00
Экономика

Евгений Ясин: Сумасшедших денег с Запада больше не будет

Бизнесу придется забыть о дешевых кредитах
Текст:  Евгений Ясин (научный руководитель Государственного университета - Высшая школа экономики)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4760)
Читать на сайте RG.RU

Ситуация на фондовом рынке в России, безусловно, является отзвуком событий, которые протекают во всем мире. Я это называю финансовой пандемией. Уже не первый раз кризисные волны начинаются из какого-то одного источника, обычно локализованного, и распространяются по всему миру.

Давайте вспомним 1998 год. Но не в контексте российского "домашнего" дефолта, а как кризисных явлений во всем мире. Все началось с проблем на азиатских рынках, затем было падение цен на нефть. И кризис распространился на все развивающиеся экономики. Тогда "оазисами" стабильности были развитые страны, прежде всего США и Европы. Туда и начали бежать капиталы - горячие деньги со всего мира. И когда Россия билась в конвульсиях, когда после нас волна кризиса дошла до Бразилии, Аргентины, Америка и Европа не были затронуты. Тогда-то "пузырь" высокотехнологичных компаний и был надут, который лопнул где-то в 2001 году. Потом были еще частичные кризисы.

Источником сегодняшних проблем, их центром стали Соединенные Штаты. И этому есть вполне закономерные причины, причем связанные не только с ошибочными действиями американского правительства. Впрочем, эта тема достаточно хорошо освещена в печати.

Я хочу говорить о нашей стране. Фондовые рынки - очень нервные, высокочувствительные и поддаются различного рода психологическим воздействиям. Особенно когда развиваются кризисные явления. И Россия к внешним событиям тоже подкинула дровишек в огонь. Был момент, когда напряжение между бизнесом и властью обострилось. У ТНК-BP, "Мечела", "Арбат Престижа", "Евросети" возникли проблемы, которые развивались, как посчитал бизнес, при недостаточном дистанцировании власти. Эта время от времени возникающая обстановка недоверия и подозрительности является слабым местом нашей экономики. Повлияли и события на Кавказе. Однако из всего этого нельзя делать вывод, что нас мировой кризис затронет особенно тяжело или мы не сможем из него выбраться, и что критическую роль в ситуации сыграли какие-то неправильные действия власти. Но в целом картина складывается довольно сложная.

Рано или поздно, может, через два года, как это говорится в концепции долгосрочного развития до 2020 года, но мы должны пережить некий момент, когда станет ясно, что у нас произошли крупные изменения с платежным балансом. Кризисные явления приблизили ту точку, которую мы связывали с выравниванием платежного баланса.

С одной стороны, это будет весьма болезненно для нашей экономики. Но с другой - станет оздоравливающим для ее развития. В том смысле, что мы последние годы очень избалованы чрезвычайно благоприятными условиями торговли, имея ренту в размере примерно 15 процентов валового внутреннего продукта. Надо избавляться от эйфории и иллюзии, что опережающий рост доходов по отношению к росту производительности, явление постоянное.

Есть еще один важный момент. Начинается процесс сокращения численности трудовых ресурсов. И это означает, что экономика будет предъявлять повышенные требования к росту производительности труда, которым мы должны заместить сокращение рабочей силы. Да, мигранты нам помогут. Но только отчасти. Главное, повторю, рост производительности. А он предполагает очень значительные инвестиции в модернизацию экономики. Причем с пониманием, что вложения делаются с целью повышения производительности, а не увеличения объемов производства.

Но для российских предприятий это означает необходимость дополнительной адаптации к изменяющимся условиям, повышения активности, качества работы. И для этого появляются дополнительные стимулы. Рыночная экономика устроена так, что она достигает прогресса, отвечая на вызовы, а не на более благоприятные условия. Как правило, если вам создают тепличные условия, вы норовите залезть на печку и требовать, чтобы вам давали галушки и поливали сметаной. Но в жизни так бывает редко. А чаще вы оказываетесь перед трудными проблемами.

Галушки кончились. Мировой фондовый кризис, по данным разных экспертов, продлится еще полгода-год. А может, и дольше. Это означает, что будут ограничения по кредитам. Сумасшедших денег, которые бизнес мог привлекать на Западе по низкой цене, больше не будет. И это хорошо. Должны быть нормальные условия. Но они предполагают более высокую стоимость кредита.

Бизнес должен это понимать и работать на перспективу. Модернизировать производство, вкладывать деньги в повышение его эффективности. И очень серьезно заниматься инновациями. Это главная задача. Одновременно бизнесу необходимо более активно отстаивать свои интересы перед властью, населением, доказывая, что учитывать интересы предпринимателей - в интересах страны. Это, впрочем, не значит, что речь должна идти только о снижении налогов. Мы больше не можем снижать налоги, тем более в условиях такой непредсказуемости мировых рынков. Но надо стараться, чтобы бизнесу предоставили больше возможности для маневра.

Современные условия ставят и перед властями всех уровней достаточно жесткие требования. Это прежде всего создание максимально благоприятных условий для деловой активности, развития конкуренции. Слова Дмитрия Анатольевича Медведева о том, что надо прекратить "кошмарить бизнес" - не просто яркий образ, а серьезная проблема. В значительной степени кризисные явления, которые появились в России, являются результатом того, что деловая активность в определенной степени подавлена. Это надо прекратить. Вносить серьезные изменения в работу налоговой службы, прокуратуры, милиции. Сегодня предпринимателям нередко говорят: "Не думайте, что вы не виноваты, просто на вас еще не нашли улики". Такой подход к бизнесу неприемлем. Хотя, конечно, нужно принуждать его к соблюдению законов и к ведению нормальной хозяйственной деятельности.

Есть еще одно важное обстоятельство. Кроме вопросов повышения деловой активности и создания для нее благоприятных условий, нужно решать проблемы, которые стоят перед страной особенно остро. Надо всерьез заниматься пенсионной реформой. Не будем ничего делать сейчас - через 15-20 лет произойдет социальный взрыв. Нужно модернизировать образование, здравоохранение, медицинское страхование.

Эти проблемы с повестки дня никто не снимает. Если мы будем серьезно заниматься ими, то какие бы кризисные явления к нам ни залетели извне, мы будем к ним готовы. Если же продолжим жить, как сейчас, и не станем считаться с этими обстоятельствами, то будут новые потрясения.

Что касается сегодняшней ситуации на финансовом рынке России, то мой совет людям, которые беспокоятся за свои сбережения, не суетиться. Живите спокойно. Не надо забирать деньги, перекладывать их из одного места в другое, особенно у кого их немного. Вы от этого только потеряете. Никакой серьезной опасности для населения нет.
 

Фондовый рынок Макроэкономика