Минфин и минэкономразвития готовят поправки в Налоговый кодекс, затрагивающие вопросы налогообложения банковской сферы. Об этом сообщила начальник налогового отдела минэкономразвития Татьяна Илюшникова, выступая на форуме "Перспективы развития финансового сектора в России в свете изменений налогового законодательства".
Банки занимают особое место в системе налоговых правоотношений. С одной стороны, банк сам выступает в качестве налогоплательщика. С другой - в его обязанность входит перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему России.
Статья 76 Налогового кодекса касается приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. На основании этой статьи возникает больше всего разногласий между банками и налоговыми органами. Потому что, с одной стороны, банк старается по максимуму соблюсти интересы клиентов. С другой стороны, налоговое законодательство предъявляет к банкам серьезные требования в отношении клиентских платежей и счетов.
За непредоставление налогоплательщиком налоговой декларации в срок предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. Если налоговый орган принимает решение о применении такой меры, банки не вправе выполнять распоряжения клиента по перечислению и выдаче денежных средств, по проведению других расходных операций. По мнению Татьяны Илюшниковой, можно выделить два блока проблем, связанных с применением этой статьи Налогового кодекса. С одной стороны, ответственность банков за неисполнение этой статьи необходимо повышать. Но, с другой стороны, нужно предусмотреть ответственность налоговых органов за нарушение прав как банков, так и налогоплательщиков - клиентов банков.
Сейчас рассматриваются два законопроекта, связанных с приостановлением операций по счетам в банке. Один из них разработан минфином, другой - депутатами Госдумы. Поправки, подготовленные минфином, предлагают дать налоговикам возможность приостанавливать операции по счетам налогоплательщика не только при наличии задолженности по налогам, но и при наличии долгов по уплате пеней и штрафов. Минэкономразвития тоже поддерживает эти изменения. "Задолженность по пеням и штрафам - точно такой же инструмент налоговой ответственности", - говорит Татьяна Илюшникова.
Еще одно предложение минфина - распространить приостановление операций по счетам налогоплательщика на валютные счета. Теоретически это возможно, считает представитель минэкономразвития. Но должна быть четкая процедура. Например, нужно прописать в НК, что применение этой меры возможно только в случае отсутствия средств на рублевых счетах.
Следующее немаловажное решение - минфин предлагает увеличить финансовую ответственность за нарушения, связанные с приостановлением счетов, в два раза. По мнению минэкономразвития, минфину следует дать разъяснения, почему предлагается такое повышение. "Почему в два раза, а не в полтора, например?" - задает вопрос Татьяна Илюшникова.
При этом предполагается установить ответственность налогового органа за вынесение необоснованного решения по приостановлению операций и ответственность за нарушение сроков отмены этого решения. Нужно четко прописать не только процедуру, согласно которой решение о приостановлении счетов направляется в банк, но и процедуру извещения о том, что эта мера воздействия прекращена, считает минэкономразвития.
Предлагается расширить не только меры финансовой ответственности, но и круг вопросов, за которые эта ответственность может наступить. В частности, за исполнение поручений, не связанных с обязанностью по уплате налога, при наличии у банка решения о приостановлении операций установлен штраф в размере 20 процентов от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности. Предлагается установить ответственность за непредставление справок о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах.
Теперь о законопроекте, подготовленном депутатами Госдумы. Они предлагают возложить на налоговые органы обязанность направлять в прокуратуру информацию по каждому вынесенному решению о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Минфин и ФНС поддерживают предложенные изменения, однако у экспертов эта мера вызвала серьезные сомнения. "Предписания о приостановлении операций по счетам направляются пачками каждый день. Сможет ли прокуратура справиться с валом этих документов, - сказал в кулуарах конференции обозревателю "Российской бизнес-газеты" один из ее участников. - Да и практическая польза от этого нововведения более чем сомнительна".
В своих выступлениях участники конференции обсуждали и другие изменения налогового законодательства. В частности, по налогообложению операций РЕПО и деривативов. Действующее налоговое законодательство было принято в 2002 году и ориентировано на решение проблем после кризиса 1998 года, отметил руководитель департамента налогообложения банка Владимир Мурзин. За это время в него не было внесено ни одного дополнения. "Легко представить, как далеко за шесть лет продвинулись операции с деривативами, - говорит он. - При этом гражданское законодательство в 2007 году претерпело изменения, далеко продвинувшись от того, что было 10 лет назад. В частности, срочным сделкам, одной из сторон которых является профучастник рынка, предоставляется судебная защита".