В нынешнем году экономические власти дали ясно понять, что будут безжалостно бороться с офшорами, в которые утекает российский капитал. Более того, от деклараций перешли к делу. Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг. предусмотрены меры по созданию антиофшорного законодательства: ужесточение правил контроля за трансфертным ценообразованием при совершении внешнеэкономических сделок, определение понятия налогового резидента применительно к организациям, введение понятия "контролируемая иностранная компания", а также пересмотр международных соглашений об обмене информацией. При этом наша страна идет по пути Европы, определив список офшоров с последующим повышенным контролем за компаниями из этих юрисдикций ("черные списки" офшоров есть, например, в Организации экономического сотрудничества и развития и FATF).
Но... российские капиталы по-прежнему продолжают утекать. И причин тому немало. Разобраться в них попытались юристы, собравшиеся на минувшей неделе на заседание Налогового клуба, созданного журналами "Ваш налоговый адвокат" и "Налоговед" при поддержке Финансовой академии при правительстве РФ.
И сразу оказалось, что даже у правоведов нет единого мнения, что считать офшором. В узком смысле под офшором понимается любая юрисдикция с низкой или нулевой ставкой налогообложения и возможностью обеспечить конфиденциальность владельцам компании, зарегистрированной в данной юрисдикции. Как правило, офшорная компания платит ежегодный взнос за регистрацию и - все. Даже бухгалтерию не надо вести, поскольку никаких налогов такая компания не платит. Однако самый известный в России "офшор" - Кипр - уже давно не является таковым. Ставка корпоративного налога здесь отнюдь не маленькая - 10 процентов, причем для всех компаний. Правда, при этом по-прежнему не облагаются налогами операции с ценными бумагами и признаются услуги номинального сервиса (номинальных акционеров и директоров) в регистрируемых компаниях. Что обеспечивает конфиденциальность собственникам (бенефициарам). Но, как утверждают противники офшоров, "лиха беда - пути начало". Мягко и постепенно Кипр придет к полной прозрачности действующего на его территории бизнеса, выполнив все директивы ЕС. В связи с этим партнер Московской коллегии адвокатов "ФБК-Право" Александр Сотов предложил четко разделять европейские офшоры, которые постепенно "белеют", становятся прозрачными и цивилизованными, и азиатские и океанские, которые по-прежнему находятся в тени.
По словам Сотова, после того как единая Европа начала борьбу с офшорами, многие компании перерегистрировались в Азии и Океании. Например, на Британских Виргинских островах сегодня зарегистрировано более 700 тысяч компаний, причем 50 тысяч - только с начала этого года. "Процесс приобрел такой размах, что, например, в Конгрессе США прошли специальные слушания по угрозе офшоров для экономики США", - рассказал Сотов, отметив, что пока борьба с офшорами вне Европы не приносит заметного успеха. И привел в пример МВФ, высказавшийся против ущемления офшорных компаний, поскольку "установление различий между компаниями в зависимости от места регистрации противоречит правилам свободной торговли".
Другой вопрос - зачем компании стремятся зарегистрироваться в офшорах? Участники Налогового клуба пришли к выводу, что далеко не всегда их цель - "спрятать деньги" или уклониться от уплаты налогов. Многие стремятся зарегистрировать компанию в офшорной зоне, поскольку считается, что это позволяет решать другие задачи. Например, облегчает выход компании на IPO и сотрудничество с зарубежными партнерами, обеспечивает конфиденциальность владения активами и может быть элементом абсолютно законного налогового планирования. По словам юриста Петра Попова, наличие в экономической жизни России таких явлений, как разглашение коммерческой тайны, когда любые базы данных продаются на развалах, рэкет и рейдерство, дают предпринимателям "как минимум моральный повод для использования офшоров".
Перед началом заседания участникам было предложено принять участие в опросе на тему "Офшоры - благо или зло?" Оказалось, что 26 процентов участников считают офшоры благом, 15 - злом, а подавляющее большинство - 59 процентов опрошенных - и тем, и другим. Иными словами, это сегодняшние общемировые экономические реалии. Как отмечали участники Налогового клуба, чем эффективнее Российское государство будет бороться с негативными явлениями в экономике (от рейдерства до разглашения коммерческой информации) и устранять нестыковки в законодательстве, тем меньше желающих будет прятаться в иностранных офшорах.
Есть, кстати, и другая сторона медали - для многих стран создание своих офшоров стало элементом конкурентной борьбы. Низкие или нулевые налоговые ставки и стабильность всегда будут привлекать капиталы, делая соответствующие территории более конкурентными. Российский опыт "внутренних офшоров" до сих пор был не слишком удачным. Однако это не значит, что надо отказываться от самой идеи. В условиях финансового кризиса это - один из вариантов привлечь иностранный капитал в Россию и использовать его для модернизации экономики. В конце концов планы создания наукоградов и технопарков с льготными налоговыми режимами пока никто не отменял.