30.09.2008 04:00
Экономика

Число негосударственных пенсионных фондов должно резко сократиться

С 1 октября у каждого россиянина появится возможность получить дополнительный страховой взнос от государства
Текст:  Юрий Звягин
Российская Бизнес-газета - : №0 (673)
Читать на сайте RG.RU

В ближайшее время число негосударственных пенсионных фондов в России должно резко сократиться, возможно - в разы. При этом для развития самого сектора НПФ ситуация существенно улучшится.

С 1 октября каждый гражданин России получит возможность в течение десяти лет получать от государства по 12 тысяч рублей в год дополнительно к накопительной части своей пенсии. С этого дня вступит в силу принятый 30 апреля этого года Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Напомним, что в соответствии с ним любой человек может подать в местные отделения Пенсионного фонда заявление о своей готовности вносить на накопительный счет определенную сумму. И если она будет не меньше 2 тысяч в год, государство обязуется еще столько же начислить ему из специальных бюджетных средств (Фонда национального благосостояния). Правда, не больше, чем 12 тысяч. Зная наших соотечественников, можно предположить: именно столько, по тысяче в месяц, они и будут вносить. Начисления будут идти десять лет с момента заключения договора (а заключить его нужно не позже 2013 года). То есть каждый, кому до пенсии осталось больше этого срока, может рассчитывать на 120 тысяч рублей дополнительно к той сумме, которую перечисляют на его накопительный счет из уплачиваемого предприятием, где человек работает, единого социального налога. Причем воспользоваться этой услугой могут и те, кому до сих пор никакая накопительная часть пенсии не полагалась (люди старше 1967 года рождения).

Разрешено даже перечислять деньги на пенсию своим близким (супругам или родителям). К примеру, муж может обеспечить дополнительную пенсию жене-домохозяйке. Достаточно, чтобы у нее был хотя бы пятилетний трудовой стаж.

С точки зрения увеличения размеров пенсии это на самом деле не столь существенно. Действительно: 240 тысяч (по 120 от самого человека и государства) плюс проценты (последние непредсказуемы, но по опыту прошлых лет можно считать не более десяти в год) даст примерно 420 тысяч рублей. Выплачиваться они будут в течение 19 лет или 228 месяцев. Стало быть, на каждый месяц приходится менее 2 тысяч рублей дополнительной пенсии.

Однако специалисты в области пенсионного страхования ожидают здесь совсем другого эффекта. По их мнению, реализация закона даст толчок развитию негосударственного пенсионного страхования.

На сегодняшний день в России, по данным ФСФР, получают пенсию в НПФ около миллиона человек. Это менее десяти процентов всех пенсионеров. Взносы система негосударственного пенсионного страхования получает за 6,7 миллиона. Это тоже менее 10 процентов (трудоспособное население России составляет около 90 миллионов человек). По оценке управляющей отделением Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Натальи Гришкевич, это происходит потому, что люди еще не очень доверяют негосударственным фондам. Но можно сказать и по-другому: гражданам ни к чему было пока особо дергаться. Деньги за них в Пенсионный фонд перечисляют предприятия, накопительная часть формируется автоматически. Для примера: в странах Восточной Европы собственные отчисления работника в пенсионный фонд составляют от 2 процентов (Литва) до 15 (Словения) общей величины фонда оплаты труда. У нас - ноль. До 2002 года был один процент, но очередная пенсионная реформа упразднила и его. В таких условиях проще оставить деньги в управлении государственной управляющей компании, даже если доходность ее ниже, чем у негосударственных, чуть ли не в два раза.

Отчисления в НПФ делают преимущественно предприятия по корпоративным программам пенсионного обеспечения. Но опять же: на Западе почти сто процентов компаний имеют такие программы. На них и накопительное страхование приходится от четверти до половины объема социального пакета предприятия. У нас, по данным Ассоциации менеджеров России, только 40 процентов.

Однако теперь, по оценке специалистов, ситуация меняется. Во-первых, по мнению Натальи Гришкевич, закон о государственном софинансировании формирования накопительной части пенсии заставит граждан задуматься о том, как эти деньги выгоднее разместить. Тем более, государство будет перечислять свою половину независимо от того, в Пенсионном фонде или НПФ станет держать накопительный счет гражданин. По оценке экспертов, участие в программе софинансирования примут до 15 процентов населения.

Во-вторых, по оценке директора Северо-западного филиала крупного холдинга, объединяющего несколько НПФ, Александра Поважного, Закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" должен побудить работодателей активнее развивать свои пенсионные программы. Поскольку в нем предусматривается возможность предприятия делать свой взнос на накопительный счет сотрудника полностью или частично вместо него. А в условиях нарастающего дефицита кадров предприятия вынуждены будут задуматься о формах закрепления работников. Пенсионное страхование может быть одной из самых надежных. Тем более, если учесть возрастную структуру работников крупнейших промышленных холдингов, где 17 процентов - люди старше 50 лет, а больше половины - старше сорока (то есть не попадают под закон об обязательной накопительной части пенсии). Александр Поважный приводит конкретные цифры: на российских железных дорогах после введения программы негосударственного пенсионного страхования текучесть кадров упала с 8 до 6,5 процента.

Так что роль НПФ будет возрастать. Но при этом будет расти и ответственность негосударственных фондов. Что, по мнению экспертов, неизбежно приведет к уменьшению их числа. Александр Поважный полагает: из 144 НПФ, зарегистрированных в настоящее время в России, останется 15-20. Начальник отдела контроля коллективных инвесторов регионального отделения ФСФР в Северо-Западном федеральном округе Виктор Барилов считает, что в округе из 30 фондов останется менее половины. Тем более, в будущем году требования к совокупному вкладу учредителей (в принципе его можно назвать уставным капиталом фонда) возрастет с 30 до 50 миллионов рублей. А уже 30 миллионов, по данным ФСФР, не осиливает 11 НПФ Северо-Запада. Но это, считают эксперты, и хорошо. Чем больше у фонда собственных денег, тем он надежнее. Тем с большим основанием государство может доверить ему распоряжаться пенсионными накоплениями.

Для государства же это выгодно. Поскольку развитие негосударственного пенсионного страхования может избавить от необходимости проводить крутую пенсионную реформу. А то ведь, по оценкам специалистов министерства финансов, к 2015 году у нас возникнет значительный дефицит пенсионных средств. И минфин уже выходит с предложением поднять с 26 до 35,6 процента ЕСН, взимать еще три процента с самого работника и увеличить пенсионный возраст. А по расчетам специалистов Росстата, чтобы иметь считающийся минимально допустимым в Европе коэффициент замещения (соотношение средней пенсии к средней зарплате) в 40 процентов, в 2050 году ЕСН должен составлять 70 (!) процентов ФОТ. Это явно неподъемно для экономики.

Пенсии и пособия