После многолетнего перерыва возобновились работы по созданию метрополитена в Ростове-на-Дону. Основанием послужила тяжелая ситуация на дорогах, вызванная бесконечными пробками.
Заторы на магистралях крупных городов ЮФО стали головной болью для местных властей. Они не только вызывают рост социальной напряженности, но и наносят ощутимый экономический ущерб. Время, проведенное в пробках, напрямую бьет по прибыли бизнес-сообщества, что приводит к падению собираемости налогов и ухудшению инвестиционного климата.
Вот почему мэрия южной столицы создала муниципальное учреждение "Управление метро Ростова". В его состав включены представители Совета Федерации, областной администрации, муниципалитета, ГАИ, вузов и других организаций, выступающих за строительство ростовского метрополитена. Но реализация проекта может упереться в финансы.
Это не первая попытка решить проблему пробок. В начале 2000-х годов ростовская мэрия рассматривала вариант создания монорельсовой дороги. При высоте эстакады от 4 до 9 метров она имела бы протяженность 9,8 километра. Примерная цена ветки от центра города к Северному жилому массиву достигала 50-60 миллионов долларов.
Но дело не пошло. Даже в Москве "надземка" развивается медленно. Да и в Европе эта идея распространения не получила. Слишком дорог монорельс в обслуживании, требует отчуждения больших площадей под эстакады, не рассчитан на большие пассажиропотоки.
Теперь на очереди метро. В ноябре будет объявлен конкурс на разработку предпроектной документации для строительства ростовского метрополитена с тем, чтобы подвести его итоги в январе-феврале 2009 года. Победителю предстоит обосновать объем инвестиций в строительство, откорректировать комплексную транспортную схему города и на ее основе провести корректировку схемы развития ростовского метро, разработанной еще в 80-х годах. Тогда проект не был реализован, ибо руководство СССР решило прокладывать подземку в других городах.
Из старого советского проекта планируется взять все рациональные решения, увязав их с новыми. Чтобы прежние наработки помогли существенно ускорить проектирование сегодня, в состав рабочей группы включен один из инициаторов строительства метро в те годы Борис Головец.
Пока организаторы ростовского проекта предпочитают не торопиться с определением количества линий и их маршрутами. Сначала надо уточнить пассажиропотоки и все просчитать. По предварительным оценкам, первая линия ростовского метро протяженностью 8-12 километров заработает в 2020-2021 году.
Прокладывать метро в Ростове собираются на глубине 30-80 метров двумя шестиметровыми щитами с той же средней скоростью, что и в Москве, - 180-250 метров в сутки. Каких-либо осложнений не предвидится. Вопрос об особенностях грунтов в Ростове, якобы делающих прокладку метро невозможным, считают надуманным. Современная техника позволяет делать гидроизоляцию и замораживать грунтовые воды там, где они будут мешать проходке.
Общеизвестно, что строительство метрополитена - дорогое удовольствие. К прибыльным этот вид транспорта не отнесешь, так как повсеместно его дотируют муниципалитеты. Одно только проектирование ростовского метро потянет на сотни миллионов рублей, а общий объем инвестиций в проект составит примерно 24 миллиарда рублей. Вот здесь-то и встает главный вопрос - где их взять? Минтранс РФ включил Ростов-на-Дону в концепцию развития системы метрополитенов в России. Чтобы получить средства из федерального бюджета, мэрия рассчитывает представить в правительство РФ технический проект ростовского метрополитена в конце 2011 года.
На федеральные деньги можно рассчитывать при условии, что инвестиционный проект софинансируется областным и местными бюджетами. Обладминистрация поддерживает идею строительства метро в Ростове-на-Дону, причем в форме частно-государственного партнерства. Значит, муниципалитету надо с первых шагов заняться активным поиском частных инвесторов. Организаторы проекта от мэрии это понимают, подчеркивая, что открыты для инвесторов. Хотя и опасаются, что тех могут отпугнуть большие сроки возврата вложенных средств.