В Ростовском театре на Свободе состоялась премьера спектакля по одноименному произведению Федора Сологуба "Мелкий бес".
Главный режиссер Лариса Лелянова продемонстрировала работу такого уровня, что у любителей искусства возродилась не раз уже обманутая надежда на скорый конец пагубного как для зрителей, так и для актеров периода безвременья. Неужели в Ростове появится сильный репертуарный театр?
Произведения Сологуба очень сложны для воплощения на сцене, но Лелянову это не остановило. По признанию режиссера, она давно мечтала поставить именно этот роман и приложила много творческих сил, чтобы написать пьесу. В результате появилась остроумная яркая мозаика, ни на минуту не отпускающая внимание зрителя. Символизм, мистика так переплетены с сатирическим изображением мещанского быта, что порой только диву даешься, как органично совместились до блеска отработанные картинки на сцене.
- Я обратилась к творчеству Сологуба, потому что проблемы, которые он поднимал, ни в малейшей степени не утратили актуальности и в наши дни, - говорит Лариса Лелянова. - Я люблю это произведение. Герой знаменитого романа провинциальный учитель Передонов воплотил все пошлое и подлое, что виделось автору в современной ему жизни. Но и сейчас передоновщина очень точно изображает бездуховность и упадок нашего общества. Раньше все держалось на фальшивой идее, а сейчас на фальшивости счастья как бесконечного жадного потребительства.
Нередко раздается мнение об этом спектакле как о работе скорее фестивальной. А я привыкла говорить с публикой на равных. И поверьте, люди чувствуют халтуру всегда. Я еще не во всем довольна спектаклем, в определенных сценах не чувствуется нерв. Однако это еще отточится, ведь мне очень повезло с труппой. Актеры соскучились по успеху и хотят играть. Время, когда в театре не было режиссера, не прошло бесследно, труппа выживала сама по себе. Некоторые подходили ко мне за кулисами и спрашивали с грустью: "Мы, наверное, растренированы?". Нет, не растренированы, а дезориентированы. Среди них много настоящих талантов, и мне хотелось бы, чтобы они раскрылись на сцене в полную мощь.
Успешные постановки необходимы не только актерам молодежного, но и, конечно, нам, зрителям. Совсем недавно мы приходили на некоторые спектакли и покидали зал с чувством бездарно потраченного времени. Ледниковый период, когда актерам нечего было играть, а зрителю - смотреть, изрядно затянулся. Скучно было в театре! Постановка Ларисы Леляновой оставила впечатление таяния этого льда.