Минобразования предлагает ужесточить требования к высшим учебным заведениям, которых, по мнению чиновников, расплодилось слишком много. Так, вместо 500 ныне существующих университетов обещают оставить 50. В опубликованном недавно списке университетов, которые эксперты считают достойными этого высокого звания, из 11 существующих в городе учебных значится только один - НГУ. Может ли Новосибирск лишиться части вузов? Каков прогноз на будущее у нашего высшего образования? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает заместитель начальника департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, начальник отдела высшего и дополнительного профессионального образования Марина Ананич.
Российская газета: В Новосибирске долгое время существовал один университет - НГУ. Но в конце прошлого века они стали появляться один за другим. Почему и как это произошло?
Марина Ананич: В те годы Министерство образования установило определенные критерии, которым должны отвечать институты, академии и университеты. В частности, университет должен быть обеспечивать не менее пяти направлений подготовки. И наши институты стали открывать новые направления - преимущественно те, что не требовали усиления материально-технической базы: экономические, юридические. При этом сейчас странно слышать обвинения в том, что у нас готовят чересчур много экономистов - ведь экономика у каждого вуза своя, и экономист, который учится, например, в геодезической академии, получает совсем другие знания, чем его будущий коллега из университета телекоммуникаций и информатики. Предприятиям нужны не абстрактные экономисты, а специалисты конкретного профиля.
РГ: Министерство заявляет об ужесточении требований к высшим учебным заведениям. В чем, на ваш взгляд, это будет заключаться?
Ананич: Требования уже ужесточаются. С прошлого года университеты обязали увеличить число аспирантов. Но ведь это бюджетные места, и их количество ограничено, понятно, что вузам приходится сложно. А платить за свое обучение аспиранты чаще всего не готовы. Увеличился и норматив количества диссертаций, которые должны быть защищены после аспирантуры. Но особенно жесткую борьбу минобразования сейчас ведет с филиалами вузов. Результаты их деятельности включаются в общие показатели головного вуза, что часто сильно ухудшает данные. Таким образом, институты подводят к мысли о закрытии филиала. Ряд филиалов уже закрыт, но Новосибирска это пока не коснулось.
В последние два года появилась еще одна норма - повсеместное тестирование студентов аккредитованных специальностей. В зависимости от результатов сроки аккредитации могут быть уменьшены, а в самом худшем случае ее можно вообще лишиться.
РГ: Разделяете ли вы точку зрения, что избыточное количество высших учебных заведений дискредитирует качество образования?
Ананич: Наша задача - контролировать уровень обучения на бюджетных местах. Мы это финансируем и должны быть уверены в качестве, в том, что учитываются конкретные потребности в кадрах отраслей экономики и социальной сферы региона или страны в целом. Что касается тех, кто учится на контрактной основе - это рынок. Люди платят деньги и хотят получить за них ту услугу, которую они выбрали. Но в любом случае, высшее образование решает и социальные задачи. Какое бы оно ни было, оно еще никого не испортило. Закрытие вузов может привести к социальной напряженности и должно проводиться строго в соответствии с законодательными нормами.
Я думаю, что проблема не столько в образовании, сколько в отсутствии связи с бизнесом, реализации компетентностного подхода на основе профессиональных стандартов в подготовке кадров. Молодежь нужно готовить к будущей работе не только в теории, но и на практике. И есть положительный опыт. Пример: завод "ЭЛСИБ" даже в самые трудные годы не терял связей с техническим университетом, сохранилось Студенческое конструкторское бюро и сейчас продолжается подготовка кадров на основе проектов завода. Вот с чем связано качество образования. Студенты ряда институтов на старших курсах на учебу тратят меньше времени, чем на работу по специальности. Трудно, конечно, но зато к концу обучения в вузе они уже готовые профессионалы. Руководство авиапроизводственного объединения обратилось к администрации Новосибирской области с просьбой помочь организовать систему подготовки кадров. Здесь тоже ребята учатся и работают, это дает им возможность быстрее понять особенности производства, адаптироваться к требованиям предприятия. Нужна система, которая заставила бы вузы адаптировать свое обучение к требованиям тех организаций, которые являются потенциальными работодателями будущих выпускников.
Кроме того, важным является также формирование инновационной культуры в вузовской среде.
РГ: Каким образом могут быть закрыты "лишние" вузы?
Ананич: Это полномочия Министерства образования и науки РФ, Рособразования, Рособрнадзора, а не региональных органов исполнительной власти. Поэтому я могу лишь высказать свою точку зрения: это непросто, так как процедура лишения лицензии требует рассмотрения дела в судебном порядке. Можно, конечно, лишить вуз госаккредитации, но это коснется лишь запрета выдавать дипломы государственного образца.
РГ: Но будут ли котироваться дипломы негосударственного образца?
Ананич: Это зависит от того, какой вуз. Оксфорд тоже негосударственный вуз. Авторитет зарабатывается делами.
РГ: Каковы перспективы новосибирских высших учебных заведений?
Ананич: Чтобы успешно продвигаться вперед и избежать нежелательных для вузов последствий, нельзя сидеть и ждать очередных циркуляров из министерства - нужно активно действовать: принимать участие в конкурсах, вносить предложения, излагать свою позицию, искать новые формы реализации научного и образовательного потенциала. Ведь никто не говорит, что реформа не нужна. Нужна! Но эволюционные процессы мне гораздо симпатичнее, чем революционные. Например, значительные результаты в совершенствовании качества образования достигнуты благодаря реализации федеральных грантов НГУ и НГТУ, которые победили в конкурсе вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Нужно отметить, что большое внимание государства к развитию инновационной составляющей в высшей школе дает возможность серьезного рывка для вузов. В системе поддержки лучших вузов заложен эволюционный потенциал реформирования или модернизации образования.
Виктор Толоконский, губернатор Новосибирской области:
- В свое время мы допустили немало ошибок в образовательной политике. Мы удвоили число мест в вузах. Кроме того, допустили к лицензированию такие высшие учебные заведения, которые допускать к нему было никак нельзя. Любое учреждение, которое было в состоянии приобрести стол и стул, стало считать возможным выдавать дипломы о высшем образовании. Казалось бы, ошибка очевидна. Но мы продолжали углублять ее, внедряя систему двухуровневого высшего образования. Таким образом, мы совсем разрушили систему среднего профессионального образования. Зачем идти учиться в хороший техникум, если можно прийти в вуз, где не надо особо стараться учиться, но можно почти за тот же срок получить диплом о высшем образовании? Отсюда дефицит профессиональных кадров и в промышленности, и в сельском хозяйстве.