С 1 октября количество контролирующих служб на российских международных автомобильных пунктах пропуска сократится с семи до двух. Там останутся только пограничники и таможенники.
Ожидается, что для импортеров, ввозящих продукты, товары, автомобили, животных, цветы и растения, наступят райские времена. На границе будет введен в действие принцип "одна остановка-одно окно".
Сегодня вступает в силу постановление правительства, наделяющее таможенников полномочиями санитарных врачей, ветеринаров, фитосанитаров, транспортных инспекторов. Цель нововведения - избавить импортеров от очередей, сократить до нескольких минут время пребывания автомобилей на территории пунктов пропуска. При этом досматривать грузы станут в исключительных случаях. Для этого площадки пунктов пропуска поделят на "красную" и "зеленую" зоны. На "зеленой" дополнительные виды таможенного контроля не потребуются. До сих пор, напомним, томительные часы ожидания проверки документов на границе растягивались до 3-5 часов в зависимости от оживленности трас-сы.
Впрочем, на "смежные" профессии служители таможни смогут переквалифицироваться буквально на минуты, проверяя соответствующие документы перевозчиков непосредственно при въезде в пункты пропусков. Представителей же профильных федеральных ведомств, которые остались теперь за линией границы, участвовать в таможенных процедурах позовут только в случае выявления каких-либо нарушений. К примеру, вместо сотрудников транспортной инспекции именно таможенники будут проверять вес и габариты рефрижераторов или грузовых фур, специальные разрешения на международные перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Транспортные инспекторы подключатся к проверке, если при сверке сопроводительных документов будут обнаружены недочеты - превышены габариты и вес грузовика, замечено отсутствие отличительных знаков государства регистрации авто и т.д. По аналогичному принципу станут отслеживать и документацию по ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному контролю.
В странах ЕС и в Америке, кстати, "единые окна", предусматривающие максимальное упрощение таможенных процедур, в том числе по предварительному информированию о ввозимых товарах, "открыты" уже несколько десятилетий и зарекомендовали себя с лучшей стороны. Не нужны ворохи документов, чтобы отправить свой товар в ту или иную страну. Да и время на оформление экспортно-импортных операций сокращается в разы. В России к подобной "оконной технологической революции" готовились несколько лет. Для этого начиная с 2005 года правительству пришлось принять более 7 постановлений. Кстати, в качестве эксперимента внедрение новой технологической схемы впервые было апробировано летом этого года на российско-латвийском участке границы, в пункте пропуска "Бурачки" Себежской таможни. В итоге уже через два месяца этот один из самых скандально известных участков, где постоянно скапливались многокилометровые очереди, продемонстрировал, по оценкам представителей Федеральной таможенной службы (ФТС), отличные результаты.
Кстати, внедрение принципа "одного окна" на российской границе приурочено и к широкомасштабному пилотному проекту по обмену таможенной информацией и взаимной стыковкой транзитных систем с странами Евросоюза. Через три месяца, с 1 января 2009 года, Россия и 12 стран ЕС приступят к его реализации.