01.10.2008 01:59
Культура

Гран-при "Сибирского транзита" получил скандальный алтайский "Войцек"

Жюри "Сибирского транзита" не хватило наград, чтобы отметить всех достойных
Текст:  Владимир Токмаков (Барнаул)
Российская газета - Алтай: №0 (4762)
Читать на сайте RG.RU

Вчера вечером в краевом центре в торжественной обстановке закрылся VII Межрегиональный театральный фестиваль "Сибирский транзит".

Этот фестиваль неслучайно называют главным театральным событием Сибири.  Здесь происходит смотр сил, всего лучшего, что появилось за последние годы на сценических площадках Зауралья. Фестиваль окрестили "театром на колесах"  - каждый год он проходит в разных городах, что, в первую очередь, является царским подарком местным театралам, получающим возможность за неделю увидеть самые громкие и удачные постановки ведущих сибирских театров.

Барнаульские театралы оценили этот подарок - залы набивались под завязку, лишних билетов не было.

В целом эксперты достаточно высоко оценили организацию и проведение "Сибирского транзита" в Барнауле. Все 12 конкурсных спектаклей прошли без срывов и накладок, сценическое оборудование, звук и свет никого не подвели. Был отмечен также и высокий уровень всех отобранных для фестивального показа спектаклей. Члены жюри помнят, что несколько лет назад в Красноярске была обратная ситуация - почти все спектакли оказались слабыми.

- Фестиваль удался, его заметили. На это указывает и то, что в Барнауле работал председатель экспертного совета национальной театральной премии "Золотая маска" Роман Должанский, - говорит председатель жюри фестиваля, театральный критик Тихоновец. - Насколько я знаю, он остался доволен уровнем "транзитных" спектаклей.

Традиционно много на "Сибирском транзите" было представлено спектаклей классического репертуара - от Чехова и Островского до Шекспира и Акутагавы.

- Классика дает театрам некую опору в сегодняшнем неустойчивом мире, - уверена Тихоновец. - Меняется язык театра. Прежняя драматургия, питавшая театр в советские годы, оказалась неспособной выразить все перемены в нашей жизни. А "новая драма" пугает репертуарные театры своей дерзостью и жесткостью, перерастающей в жестокость. Хотя, конечно, это очень интересная и актуальная драматургия, говорящая о нашем непростом времени на современном языке.

К сожалению, большие репертуарные театры сегодня действительно оказались в зависимом положении, когда, выбирая пьесу, нужно думать и о наполняемости зала, и о качестве постановок. А иногда, отстаивая свою позицию, даже вступать в прямой конфликт с чиновниками от культуры, как это произошло в нашем театре драмы, где главный режиссер Владимир Золотарь, поставив многострадального "Войцека", был вынужден уйти со своего поста.

- "Войцек" -  спектакль, который не стыдно показывать на любом театральном фестивале России и Европы, - уверена Татьяна Тихоновец. - Он отлично вписывается в любой театральный контекст. То, что его не приняли ваше начальство от культуры и часть публики, в общем-то понятно. Так бывает со всем новым и неожиданным. Хотя по сравнению с тем, что показывают на европейских фестивалях, "Войцек" выглядит совершенно невинно… Увы, консервативность в данных вопросах проявляется во всех театрах страны. Театр очень тяжело выживал в смутные 1990-е годы,  приучил публику к развлекательному, легкому зрелищу. Тогда говорили так: я не думаю, что буду ставить, я думаю, на что публика пойдет. И теперь мы получили то, что буржуазная публика хочет смотреть только веселое и позитивное действо. А не то, что заставляет ее страдать и думать.

Высокой оценки профессионалов заслужил и спектакль Молодежного театра Алтая "Прекрасное далеко". Театральные критики назвали его "Евангелием для тинейджеров", спектаклем именно для молодежи,  чего сегодня, к сожалению, так не хватает.
- На этом фестивале мы столкнулись с неожиданным обстоятельством: тех, кого хотелось бы наградить, больше, чем номинаций, - сетует Тихоновец. - Мы переговорили с вашим начальством от культуры и попросили, чтобы были дополнительные дипломы, пусть и необеспеченные денежными премиями.

P.S.

Имена номинантов стали известны поздно вечером, когда номер сдавался в печать. Гран-при фестиваля достался Алтайскому краевому театру драмы за спектакль "Войцек". Лучшей работой режиссера признан спектакль "Чайка" в постановке  Олега Рыбкина (Красноярский драмтеатр). Лучшими актерами названы Баста Цыденов и Саяна Цыдыпова из Бурятии.

Театр Барнаул Сибирь