На Дону принимают меры для возрождения законного рыбного промысла. Сейчас на рассмотрении губернатора находится пакет документов. Цена вопроса - более миллиарда рублей.
Рыбный день
Законопослушным рыбакам предполагается максимально облегчить выход на воду. Шагом в этом направлении, в частности, стала отмена показателя общего допустимого улова для малоценных видов рыбы. Одно дело - контролировать осетров, и другое - считать по хвостам попавших в сети окуней и кильку.
Это стало одной из главных тем состоявшегося в Ростове совещания теруправлений и бассейновых учреждений Росрыболовства.
Для возрождения законного рыбного промысла и привлечения в него потенциальных инвесторов предпринимаются и другие конкретные шаги в поддержку рыболовецких хозяйств. Достигнута договоренность с рядом портов о предоставлении рыбакам причалов и холодильников. Активно лоббируются предложения о субсидировании предприятий отрасли с условием, что кредиты будут не "проедаться", а пойдут на модернизацию флота, закупку мощных и экономичных двигателей. Огромные средства государства направляются на развитие рыбоводных заводов.
Без поддержки на местах эта работа вряд ли даст ожидаемую отдачу. Тем интереснее опыт Ростовской области, где завершается строительство рыбоходного канала в обход Усть-Манычского гидроузла и начата подготовка к сооружению такого же канала вокруг Кочетовской. Еще в прошлом году на расчистку малых рек и восстановление существовавших там естественных нерестилищ из областного бюджета было выделено 29 миллионов рублей, сейчас - еще 50 миллионов. В Семикаракорске работает самый современный завод по искусственному воспроизводству осетровых.
У семи нянек
Однако пока на воде не удастся навести порядок, нет уверенности в том, что выделяемые на финансирование программы бюджетные миллиарды пойдут на пользу делу и выращенную с их помощью рыбу не разворуют.
По словам руководителя Азово-Донского управления Росрыболовства Михаила Гуды, за восемь месяцев этого года его сотрудниками пресечено более 1400 нарушений, изъято 1235 орудий незаконного лова и 75 транспортных средств. Но по-настоящему серьезным браконьерам, за которыми нередко стоят целые структуры, часто удается выходить сухими из воды. Из оформленных в стране почти 50 тысяч протоколов лишь в 229 речь идет о нарушениях, совершенных юридическими лицами.
Особенно вольготно нарушителям на Азовском море, чему способствует пролегшая по нему госграница. Не первый год звучат обещания проводить здесь совместные российско-украинские рейды. Но парадокс в том, что несколько лет назад охрана морских рыбных запасов была передана пограничной службе, и рыбинспекторов в открытое море перестали пускать. Хотя пограничники, не подотчетные ни одному гражданскому ведомству, в вопросах правил рыболовства, квотирования лова различных видов рыбы проявляют некомпетентность. Эта проблема стала предметом обсуждения созданной правительством межведомственной рабочей группы.
Впрочем, добиться возвращения своих законных прав мало, надо еще иметь возможность для их реализации. За последние полтора десятилетия Азово-Донское управление понесло большие кадровые и материальные потери. Годами продолжаются тяжбы за возвращение флота, причалов и зданий инспекций, переданных в ходе предыдущих реорганизаций Россельхознадзору. Отсутствует и четкая нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения между отраслевыми территориальными управлениями и бассейновыми учреждениями. Прибывший на совещание глава Росрыболовства Андрей Крайний подчеркнул, что бассейновые управления должны прежде всего сосредоточиться на вопросах воспроизводства рыбных запасов, повышения эффективности работы рыборазводных заводов. А функции рыбоохраны - прерогатива территориальных управлений агентства, бюджет которого со следующего года должен увеличиться вдвое. Это позволит принять на работу более 2000 инспекторов. Решен и вопрос о наделении их табельным оружием. Так что браконьеров ожидает неспокойная жизнь.