01.10.2008 02:00
Экономика

Астрахань готовится к 450-летнему юбилею

тема номера
Российская газета - Спецвыпуск: №0 (4762)
Читать на сайте RG.RU

Астрахань - древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, драгоценная жемчужина Нижнего Поволжья.

"Рыбацкая столица", "Ворота в Каспий", "Волжская Венеция" - так называют Астрахань, и все эти названия точно отражают географическое и экономическое положение города-форпоста, города-транзита, венчающего устье великой реки, где пересекаются важнейшие водные и сухопутные магистрали. Положение на стыке Востока и Запада определило направление исторического и культурного развития края. Нижняя Волга и Северный Прикаспий - уникальный по своей истории регион, здесь смешивались волны разных цивилизаций, рождались новые города, среди которых столицы некогда могущественных держав - Итиль, центр Хазарского царства в IХ веке, и Сарай-Бату - столица монгольского государства Золотая Орда. После присоединения в 1556 году Астраханского ханства к России город был перенесен с правого берега Волги на левый, где в 1558 году построили русскую сторожевую крепость - кремль. С присоединением Астраханского края Россия открыла для себя выход к Каспийскому морю для торговли с восточными странами. Начиная с XVII века, Астрахань завоевывает мировую славу известного поставщика ценнейших рыбных товаров: черной икры и рыбы осетровых пород - севрюги, осетра, белуги, стерляди. С 1717 года Астрахань приобретает статус губернского города. Петр Первый, побывав в Астрахани в 1722 году, создает здесь военный флот, верфи и порт для успешного развития Великого Волжского торгового пути. Это в значительной степени повлияло на дальнейшее развитие города, ставшего одним из главных морских портов и центром судостроения на Юге России. С "Волжской Венецией" связаны имена лучших российских архитекторов XVIII-XIX веков - не случайно Астрахань входит в число исторических ценных городов России. Несмотря на бурную многовековую историю, она сохранила свою неповторимость. Ее облик, как и прежде, соткан из множества неповторимых деталей. В центре города возвышается крепость XVI века - кремль, давно ставший символом Астрахани, от которого, словно веер, раскрываются старинные улицы и кварталы города. Астрахань - это и символ России - река Волга, крупнейший транспортный коридор, культурная ось, испокон веков объединяющая представителей разных народов и культур.

Характеристики

Географическое положение

Астраханская область расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и занимает территорию в 44 тысячи квадратных километров. Область является приграничным регионом: общая протяженность сухопутной границы составляет 1810,2 километра, в том числе протяженность морской береговой линии - 298 километров. По суше граничит с Республикой Казахстан, по морю - с Азербайджанской Республикой, Республикой Туркменистан, Исламской Республикой Иран. В Российской Федерации соседствует с Волгоградской областью и Калмыкией.

Население

Численность постоянного населения - 1,01 миллиона человек. Это представители более чем 150 этносов, в том числе: 72 процента - русские, 12 - казахи, 7 - татары, 9 - другие национальности. Трудоспособное население составляет 63 процента. Средний возраст жителей - 36 лет. Большая часть астраханцев проживает в городской местности (67 процентов).

Административное деление

Область включает 11 сельских районов, 442 села и поселка. Областной центр - город Астрахань с населением 501,3 тысячи человек. Кроме того, в регионе четыре города: Ахтубинск (44,2 тысячи человек), Камызяк (16,1 тысячи), Знаменск (32,1 тысячи), Харабали (18,2 тысячи).

Транспортный узел

Астраханская область - стратегически важный транспортный узел, где пересекаются каспийские морские и волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России. Этот узел расположен на кратчайшем пути, связывающем Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном. Астраханская часть Приволжской железной дороги связывает Астрахань с другими областными центрами России и Северным Кавказом. Большое значение в транспортной инфраструктуре при этом имеют автомобильные трассы Астрахань - Москва, Астрахань - Элиста, Астрахань - Махачкала и Астрахань - Красный Яр - Атырау. Выгодное географическое расположение, постоянное развитие экономических, политических и культурных связей определяют значительный внешнеэкономический потенциал Астраханской области.

Стратегическая десятка

Ключевые направления социально-экономического развития Астраханской области:

1. Формирование на Каспии российского центра всестороннего влияния.

2. Стимулирование роста добычи газа и нефти в Волго-Каспийском бассейне.

3. Развитие транспортно-логистических структур.

4. Модернизация АПК и формирование агрокластера.

5. Модернизация рыбопромышленного комплекса, развитие аквакультуры, экосистемы.

6. Формирование туристического кластера.

7. Развитие малого бизнеса.

8. Развитие судостроения - в ориентации на рынок стран Каспия.

9. Развитие агломерации города Астрахани.

10. Повышение качества госуправления в регионе и муниципальных образованиях

Макроэкономика Астрахань Юг России