02.10.2008 01:00
Культура

Режиссер Андрей Смирнов снимает фильм "Жила-была одна баба"

Режиссер Андрей Смирнов снимает фильм "Жила-была одна баба"
Текст:  Дмитрий Бирюков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4764)
Читать на сайте RG.RU

В селе Кривополянье Тамбовской области прошли съемки финальной части художественного фильма "Жила-была одна баба". Режиссер - Андрей Смирнов.

Снимался трагический эпизод - расстрел не пожелавших сдавать оружие красноармейцам крестьян и разгон селян, ужаснувшихся смерти своих отцов, сыновей и соседей.

История о простых людях

Речь - о восстании крестьянст ва в Тамбовской губернии, известного в советской историографии как "антоновщина". На самом деле восстанием руководил офицер русской армии Петр Токмаков, участник Русско-японской и Первой мировой войн. Эсер Александр Антонов был начальником главного оперативного штаба 2-й повстанческой армии. Интересно, что 1-й армией командовал полковник Богуславский, находившийся в подчинении у поручика Токмакова - у Гражданской войны свои законы.

Однако никого из исторических деятелей как со стороны восставших, так и со стороны новых властей - ни Антонова, ни Тухачевского, ни Ленина - в фильме не будет. Это история о простых людях, которые оказались затянутыми в вихрь истории в период с 1909 по 1921 год. В центре повествования - простая русская женщина Варвара, которую играет Дарья Екамасова. Для режиссера Андрея Смирнова отнюдь не было прин ципиальным, будет исполнять эту роль известная актриса или нет. Главное, чтобы она подходила по типажу. Уже после того, как Дарью Екамасову утвердили на роль, она узнала о том, что ее прадед был священником в Тамбовской губернии.

Принципиальным было другое. Смирнов хотел снимать именно на Тамбовщине (кроме того, павильонные съемки пройдут в Минске), и именно в Тамбове запланирован премьерный показ фильма. Здесь, в сердце России, в Черноземье, и разворачиваются события, легшие в основу сюжета. Тогда, в 1920-е годы, на самой плодородной в мире земле случился голод. Остатки урожая силой забирали у крестьян, это спровоцировало социальный взрыв, с которым невозможно было справиться даже массовыми расстрелами. В 1920 году у Антонова было почти 50 тысяч бойцов.

По словам Смирнова, в выборе темы нет ничего личного, но заинтересовался этим вопросом он уже давно.

"Тутошние" словечки

В 1967 году Андреем Смирновым была снята короткометражка "Ангел", в основе которой лежал рассказ Юрия Олеши. История связана с Гражданской войной и деревней. Картина была положена на полку, сохранилась всего одна копия. 30 лет назад Смирнов оставил режиссуру, не снимал кино. Но когда началась перестройка, в условиях относительной свободы, так как цензура никуда не делась, он вновь заинтересовался историей Гражданской войны. Идея самого фильма "Жила-была одна баба" появилась в 1987 году.

Смирнов настаивает на том, что он абсолютно городской человек, но попытался проникнуть в мир деревни.

Иллюстрацией деревенской жизни, отражением души Тамбовщины должна стать музыка к фильму. Здесь будут использоваться импровизации на темы народных песен.

Кроме того, не могло быть обделено вниманием литературное наследие. Сюжет картины оригинальный, но в нем использованы мотивы произведений многих писателей, писавших о деревне, - Бунина, Чехова, Шмелева, Энгельгардта, Пильняка, Лескова, Горького. Знатоки, конечно, заметят перекличку названия фильма с заголовком одной из повестей Лескова - "Житие одной бабы". Это должно означать, что сценарий находится в русле литературной традиции, хотя и не имеет никакого отношения к данной повести.

Реалии тамбовской земли будут отражены вплоть до мелочей. В подготовке сценария участвовали и консультанты-лингвисты, а сам Андрей Смирнов ходил по деревням, разговаривал со старожилами, чтобы как можно полнее использовать южнорусское наречие, характерное для этих мест. В результате мы услышим "чаво", "табе", "нонче", "завтри" и прочие "тутошние" словечки. Языковое вживание в роль не составило труда ни массовке, составленной из жителей окрестных деревень, ни актерам, занятым в эпизодах, приглашенным из театров Тамбова, Липецка, Мичуринска, Ельца, Воронежа, Саратова. Количество массовки в конце концов оказалось недостаточным. Причина тому - нехватка пошитых костюмов. Лето уходило, авторы торопились начать съемку, поэтому подготовку пришлось ускорить. "Фильм называется "Жила-была одна баба", а не сотни", - шутили костюмеры.

В главных ролях заняты, в частности, Алексей Серебряков, который играет одного из мужчин главной героини, и Нина Русланова, играющая ее соседку.

Съемки будут закончены осенью 2009 года, после чего картина выйдет на экраны. Телеверсию Анд рей Смирнов делать не собирается. Одна из причин - романная структура сюжета не позволяет разбивать действие на серии.

Прямая речь

Андрей Смирнов ответил на вопросы корреспондента "Российской газеты".

Российская газета: При подготовке сценария вы работали в архивах. Все ли архив ные документы находятся в открытом доступе?

Андрей Смирнов: Я начал с визита в КГБ. Тогда мне принесли несколько бумажек. К счастью, огромный объем документов по антоновскому восстанию опубликован. Для создания сценария мне этого вполне хватило.

РГ: Все ли в сюжете строго соответствует реальным историческим событиям или же история была принесена в жертву вымыслу?

Смирнов: Изменен масштаб террора. То, что здесь было на самом деле, невозможно воспроизвести средствами кино. По селам стреляли снарядами с ипритом. Это единственный в мировой истории случай, когда химическое оружие применялось в Гражданской войне, против своего народа. С восстанием не могли справиться три года. Советские власти сосредоточили здесь около ста тысяч бойцов Красной армии, это были отборные, опытные, прошедшие войну части. Действовала артиллерия, бронетехника, две эскадрильи самолетов, бронепоезда. Здесь были устроены концлагеря, куда забирались семьи тех, кто воевал на стороне Антонова, в этих концлагерях погибали дети. Все это нельзя изобразить средствами искусства. Даже не потому, что это невозможно, а потому, что в этом нет смысла. Человек идет в кино не для того, чтобы смотреть на все документальные подробности.

Детали

Несмотря на трагичность сюжета, съемки любого фильма не обходятся без курьезов. Вот то, что удалось увидеть корреспонденту "РГ" в течение лишь одного съемочного дня.

Участники массовки не всегда могли до конца вжиться в роль. Крестьяне не переставали улыбаться, даже те, кого вели на расстрел, шли, перешучиваясь, когда камера смотрела в другую сторону. Режиссер опять вознегодовал, пригрозив убрать со съемочной площадки тех, кто слишком весел и срывает тем самым работу.

Натуральность эпохи должна была быть выверена до мелочей. Так, тем, у кого блестели железные или золотые зубы, гримеры их замазали. Но все же все детали усмотреть оказалось невозможным. На одной из декораций, могильном камне, выполненном из пены, не соблюли все правила дореволюционной орфографии. Если имя и отчество покойного заканчивались, как и было принято, ерами, то фамилия оказалась написана по-современному, без твердого знака на конце.

В перерывах партработницы в красных косынках развлекали себя разгадыванием кроссворда, используя при этом реквизит - обмакивая перо в чернильницу. Корреспонденту "РГ" удалось внимательно осмотреть и другой реквизит, лежащий на столе. Среди книг в старинных обложках и бумаг в увесистых кожаных папках были замечены двухтомный энциклопедический словарь, план светомаскировки цеха и других занятий по гражданской обороне, а также совсем не подходящие для революционной комиссии старинные церковные книги.

И все же традиции живы. Когда старики и старухи, наряженные в народные костюмы, разлив самогон в перерыве, достали гармонь и стали петь необыкновенно красивые лирические песни, то возникло ощущение путешествия на машине времени.

Кино и ТВ