С фасада гостиницы "Москва" сняли леса и заграждения.
Символ города
Открытый фасад - это, конечно, еще не окончание реконструкции. По словам первого заместителя мэра Владимира Ресина, гостиница примет первых постояльцев в конце 2009 года. А пока можно начинать привыкать к новому облику одного из символов города.
Новая "Москва" во многом повторяет оригинальный проект 1935 года, но копией старого отеля-легенды ее назвать нельзя. У старой "Москвы" не было, как у новой, четырех подземных этажей. Еще одно существенное отличие: у современного отеля не один, а целых три внутренних двора. В целом же обновленная гостиница - это 16 надземных этажей и 188 тыс. кв. метров площади (было 97 тыс.). Еще один "новодел": подземный паркинг на 714 машино-мест. А вот номеров больше не станет: их примерно 180, но они совсем не такие, как прежде. Более просторные, причем это касается и "стандартных" номеров, и люксов, и президентских апартаментов, в которых предусмотрена даже библиотека.
Впрочем, некорректно сравнивать старую и новую "Москву" по критерию респектабельности. Хотя бы потому, что перед строителями 30-х годов прошлого века Моссовет недвусмысленно поставил задачу: "Избегнуть роскоши дурного тона".
Тем не менее современников просто поражала роскошь сталин ского отеля. Были случаи, когда рабочие и колхозницы из числа делегатов съездов робели ложиться в шикарные кровати и спали... на полу в номерах. То, что во многих номерах не было санузлов (удобства - на этаже), их не смущало.
Конечно, современная "Москва" будет намного роскошнее. Во-первых, воздерживаться от роскоши власти сегодня не требуют. Во-вторых, само собой, добавятся такие атрибуты современности, как SPA-салоны, бизнес- и конгресс-центры.
В новую гостиницу обещано вернуть часть старых вещей. В частности, сохраненное мозаичное панно "Большой театр", барельефы "Речной вокзал" и "Дворец Советов", потолок "Салют Победы" и, конечно, все 347 картин, которые украшали номера и холлы гостиницы. Сейчас картины и барельефы хранятся в Музее истории Москвы и в Архитектурном музее им. Щусева.
Кстати, о картинах. Убирать их в целях сохранности стали не перед реконструкцией, а еще в начале лихих 90-х. Тогдашние постояльцы, по свидетельству очевидцев, здорово подпортили имидж респектабельному отелю. Доходило до стрельбы в номерах.
В общей сложности старая "Москва" простояла 67 лет и 7 месяцев. Последним постояльцам вручили на память по бутылке шампанского и бесплатный недельный ваучер... на проживание в гостинице, которая появится на этом месте.
Тайны исполина
Уникальность "Москвы" - в незыблемости ее мифов. Зданий с секретами в столице немало, но обычно все тайное потихоньку становится явным. С "Москвой" этот номер не проходит. Ни одну легенду не удалось разрушить, ни один миф - аргументированно опровергнуть.
Вспомним некоторые. Этикетка на водке "Столичная". По одной из версий, фасад знаменитого здания на водочных этикетках появился не случайно. "Столичную" в 30-е годы пила номенклатура и интеллигенция, народ баловался более простыми напитками. Идея с этикеткой приписывалась аналитикам госбезопасности: в силу ассоциативного мышления, во время командировок в столицу нужные люди будут останавливаться в гостинице, которую так часто видят на бутылке. Якобы НКВД даже установил прослушку в номерах и контролировал всех жриц любви "Москвы".
Так это или нет - не узнаем. Автор этикетки художник Андрей
Иогансон унес в могилу разгадку этой легенды. Известно лишь то, что набросал рисунок за несколько минут, сидя в кафе напротив гостиницы.
Еще одна "фирменная гостиничная легенда" связана с загадочными обстоятельствами смерти белорусского поэта Янки Купалы. По официальной версии, Иван Луцевич (настоящее имя поэта) поздним вечером 28 июня 1942 года поскользнулся на мраморной лестнице, упал в лестничный пролет и насмерть разбился. Из секретного сообщения на имя наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии: "Момент и обстоятельства падения Луцевича никто не видел. Можно предположить, что упал он не ниже чем с 9-го этажа, так как начиная с 7-го этажа в лестничной клетке найдены капли крови".
Кстати, считается, что при разборе гостиницы был найден номер-бункер самого Берии: угловой, на шестом этаже, с видом на Кремль. От других его отличали сверхпрочные стены из высококлассного бетона толщиной в полтора метра. Строители жаловались, что бетон не брали отбойные молотки.
Еще ходил слух, что под фундаментом расположен бункер Иосифа Сталина. Но его так и не нашли. Зато в ходе реконструкции обнаружили склад взрывчатки весом более 1160 кг. Взрывчатка была спрятана еще в 1941 году, когда к столице подступали вражеские войска.
Есть версия о том, что закладывали тротил люди Судоплатова по устному распоряжению Берии. Якобы Йозеф Геббельс пообещал устроить московский офис своего министерства пропаганды в гостинице "Москва" - с видом на Кремль. Подложить бомбу под такого врага, конечно, большой соблазн. Вопрос в том, почему "бомбу" не обезвредили после войны?
С трудом верится, что просто забыли. А если пожар? Кстати, там, под землей, сходятся еще и несколько веток метро...
Дух эпохи
Закрытый конкурс на проект главной гостиницы столицы выиграли молодые архитекторы - студенты МВТУ Леонид Савельев и Олег Стапран. Несколько позже к доработке архитектурного проекта подключили академика Алексея Щусева: в основном с целью сделать проект более импозантным, "сталинским ампиром".
Архитекторы сильно не ладили друг с другом, интриговали, писали доносы и письма-обличения в "Правду", обвиняли оппонентов в плагиате.
Сталин то задвигал Савельева и Стапрана, то опять доверял им проектирование. Академик Щусев, в периоды, когда брал бразды архитектурного правления, очень смело менял проект. Так что не стоит сильно удивляться тому, что впоследствии объявили феноменом фасадов "Москвы". Фасады слишком разные: выходивший на площадь Революции отличался от того, что смотрел на Колонный зал Дома союзов.
Но если вспомнить все коллизии новой гостиницы, то можно утверждать, что архитектурная непредсказуемость гостиницы под именем "Москва" - отныне историческая закономерность.
Важнее иное: новому зданию нужно сохранить дух и ауру предшественницы. Для этого нужны не только легенды и бункеры вождей, но и более простые вещи. Например, в брежневскую эпоху найти Аркадия Райкина в Москве было несложно. Конечно, если знать, что он остановился в столичной гостинице, то это гостиница "Москва", и обязательно один и тот же номер: 1212.
В перестроечное время, как рассказывает писатель Александр Кабаков, буфеты "Москвы" стали местом встречи творческой интеллигенции. Во времена горбачевского "сухого закона" там можно было купить выпивку, в том числе виски, по баснословно низкой цене.
Ну и наконец нет никаких оснований полагать, что у "Столичной" изменится этикетка. Тоже своего рода дух эпохи. Или просто ностальгия.
Знаменитые постояльцы
В "Москве" останавливались: Демьян Бедный, Любовь Орлова, Фредерик Жолио-Кюри, Пабло Неруда, Илья Эренбург, Валерий Чкалов, Алексей Стаханов, Михаил Шолохов, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Михаил Жаров и Людмила Целиковская, Юрий Гагарин, Леонид Утесов, Аркадий Райкин, Джульетта Мазина, Симона Синьоре, Ив Монтан, Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Жан Маре, Джина Лоллобриджида, Дин Рид, Лион Фейхтвангер, Робертино Лоретти, Роберт Де Ниро.
Гостиница-актер
"Москва" фигурирует в фильмах "Цирк", "Весна", "Здравствуй, Москва".