02.10.2008 02:40
Общество

Сибирские белорусы не забывают о своих корнях

Сибирские белорусы не забывают о своих корнях
Текст:  Лариса Бережнова (Иркутская область)
Российская газета - Неделя - Прибайкалье: №0 (4764)
Читать на сайте RG.RU

Есть под Иркутском в исконно бурятском Баяндаевском районе белорусская деревня Тургеневка.

Много лет живут потомки переселенцев на сибирской земле, но свои традиции не забывают, а бережно хранят и передают из поколения в поколение. Поэтому на праздник урожая Дажынкi собрались всей деревней, да еще и иркутян - членов Товарищества белорусской культуры пригласили. Вместе с ними в поле вышли и корреспонденты "Российской газеты".

Главная жнея

Нина Кузьминична Дакучиц - уважаемый всеми тургеневский старожил. О традициях своих предков знает много и с готовностью делится не только со своими внуками и правнуками, но и с соседями, и с гостями деревни. В действующем в Тургеневке  этнографическом музее Нину Кузьминичну не устают благодарить - именно она передала в дар музею уникальные экспонаты. На "Вячорках" молодежь подсаживается поближе к ней - никто не знает такого количества обрядовых песен. Потому на каждом празднике она заводила. Вот и когда на Дажынкi потребовалось выбрать главную жнею-пастацянку, то есть наставницу, жители Тургеневки были единодушны. Да и зерно лучше Нины Дакучиц никто не понимает - двадцать лет на складе приемщицей проработала, разбирается.

Младшую же жнею, которой старшая будет передавать свой опыт, привезли с собой иркутские белорусы.

- Волечка Галанова - большая умница и в работе спористая, - довольна выбором Нина Кузьминична. - Несмотря на юный возраст, умеет много: в вышивке стала настоящей мастерицей, всю судьбу женскую может на фартуке вышить, всю жизнь красным крестиком рассказать. Вот и рубаху мне вышила красиво, - показывает старшая жнея искусный узор на белоснежных рукавах. - Так что, думаю, и жать у нее получится.

Народный ритуал

Конечно, основную работу в поле сделали комбайны. Но на Дажынках все женщины деревни берут в руки серпы.

- Хозяин поля - Виталий Еликов, мой племянник - оставил нам эту полоску специально, для проведения обряда, - поясняет Нина Кузьминична. Подойдя к ниве, кланяется ей и произносит ритуальные слова:

- Дзякуй табе Божа, за ураджай добры! / Дапамажы нам Божа сьвята адзначацi / Дажынкi спрауляцi!

Вслед за старшей жнеей наклонилась к золотым колосьям и младшая, и все остальные женщины. Мелькают серпы, сжатая пшеница собирается в большие снопы. Тут же и ребятня бережно укладывает колосок к колоску.

- Вот и правильно, пусть видят, как непросто хлебушек достается, - одобрительно кивают жнеи.

Тем временем остается несжатым небольшой островок.

 - Это "Казлiная барада", - просветил нас Олег Рудаков, председатель Иркутского товарищества белорусской культуры. - Коза у белорусов всегда считалась символом плодородия и заступницей будущего урожая. Поэтому часть обряда посвящают ей.

Колоски "барады" обвязывают красной ленточкой, затем старшая жнея, произнося ритуальные слова, торжественно передает свой серп младшей. Воля, обернув руку платком (чтоб земля в следующем году не была голой), выпалывает из "барады" все сорняки, после чего поливает ее - чтоб не было засухи. И уже после этого по одному срезает серпом каждый колосок. Остается лишь три - в них девушка заворачивает краюшку хлеба, которую затем закапывает в землю и просит ее принять этот дар в благодарность за богатый урожай, обещая и в дальнейшем работать усердно.

Банкет на траве

Молодые девушки, словно и не уставшие от работы, уже начали водить хороводы на сжатом поле, а жнеи постарше вяжут последний сноп - "Сноп-гаспадар" и плетут венок из колосьев. Его Нина Кузьминична надевает поочередно на каждого из выстроившихся перед ней юношей-дружинников. Взяв в руки сноп колосьев и меч, парни дают клятву оборонять эту плодородную землю. После чего венок надевают на младшую жнею, и она, держа в руках сноп, отправляется в дом "Гаспадара и Гаспадыни" -- хозяев этого поля. За ней шествуют все участники обряда.

Виталий Тимофеевич и Маргарита Анатольевна уже ждут процессию, встречают ее хлебом-солью. Благодарят жней и приглашают их к столу.

Здесь тоже нужно следовать традициям: каждый должен отведать густой каши (чтобы последующие посевы были такими же густыми), блинов с маслом, и сыта - морса с медом. Скатерти расстелили прямо на земле, под золотыми березками, и заставили угощением.

- Каково вам такую орду гостей принимать? - спрашиваю хозяев.

- А мы уже привычные, - улыбается Виталий Тимофеевич.

- Гостей любим, - соглашается Маргарита Анатольевна. - У белорусов так заведено. К тому же, иркутян мы давно к себе ждали, надеемся, сегодня они много интересного нам покажут и расскажут, новым играм и танцам обучат.

И правда - иркутские белорусы уже собрали вокруг себя тургеневских, показали главные фигуры танца, и под веселую музыку все вместе пустились в пляс. Старшая жнея Нина Кузьминична присела неподалеку на солнышке.

- Жаль, ноги уже не те… А в молодости танцевать ох как любила! Ведь почти каждый свой праздник белорусы обрядовыми песнями и танцами отмечают. Вот и мы - часто собираемся всей семьей и весь вечер песни поем. Ребятишки рядом сидят, слушают, запоминают. Внучка уже вовсю подпевает, даже говору правильному научилась.

Главная традиция

К детям в Тургеневке вообще отношение особенное. Каждый понимает, что вот эти мальчишки и девчонки ни в коем случае не должны забыть о своих корнях, растерять то ценное, что досталось им от дедов и прадедов. Поэтому дети здесь всегда в центре внимания, а их воспитание - самая важная традиция.

- Сегодня своих на Дажынкi привела, пусть запоминают, - рассказывает Наталья Тишкевич. Оказывается, "свои" - это девчонки и мальчишки из ансамбля "Рушничок", которым Наталья Анатольевна, по специальности учитель начальных классов, отдает все свое свободное время. И не зря - на многих фестивалях и конкурсах юные таланты из тургеневского "Рушничка" завоевали не только призы, но и сердца  зрителей.

Немало в белорусской деревне и многодетных семей. Есть среди них и такие, где большинство детей - приемные.

- Вон сидит Наталья, у нее шестеро детей, всех взяла на воспитание, не стала раздумывать, хватит ли у нее на это сил, - рассказывает хозяйка усадьбы. - Просто не смогла пройти мимо беды, не смогла равнодушно отвести глаза. Теперь все живут одной семьей, друг дружке помогают. Есть и еще родители, не побоявшиеся взять в семью чужого ребенка. Да что там далеко ходить - у меня у самой, кроме трех своих, трое приемных. Ничего, справляемся. Если с открытой душой, с теплой улыбкой да с песней - то все в жизни получится. А мы, белорусы, по-другому и не умеем.

Цифра

50 тысяч белорусов проживает в Приангарье 

Образ жизни Иркутская область Восточная Сибирь