03.10.2008 02:00
Культура

Объявлен шорт-лист "Русского Букера"

Объявлен "шорт-лист" старейшей независимой литературной премии
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4765)
Читать на сайте RG.RU

В 2008 году старейшая в России независимая литературная премия будет присуждаться в 17-й раз. Размер приза, получаемого победителем, составляет 20 тысяч долларов США, финалисты получат по 2000 долларов.

За почти два десятилетия своего существования премия "Русский Букер" обрела родовые черты, которые не всегда идут ей на пользу, но и не позволяют спутать ее с другими литературными премиями, коих со времени появления первой независимой премии в России развелось великое множество.

Во-первых, "Букер" часто меняет своих спонсоров. В ее меценатах успели побывать и английская пищевая фирма Booker, спонсирующая тутульную английскую премию Booker Prise, и водочная компания Smirnoff, и фонд "Открытая Россия". С 2006 года новым, четвертым за время существования "Русского Букера" попечителем премии является международная энергетическая компания BP.

Во-вторых, как замечено язвительными критиками, ежегодный выбор "Русского Букера" в огромной степени зависит от того, кто возглавляет жюри и кто входит в его состав. Председатель жюри 2008 года известный литературный критик Евгений Сидоров во время объявления "длинного списка" в июле сказал: "Слухи о гибели русского романа явно преувеличены. Букеровские номинанты этого года демонстрируют живое разнообразие романного мышления, романных форм - от классических до модернистских. И, конечно, вновь актуальными становятся последние вопросы бытия в типично русском, религиозно-нравственном освещении". В жюри этого года вошли также критик Сергей Боровиков (Саратов), прозаик Марина Вишневецкая, актриса театра и кино Евгения Симонова и прозаик Леонид Юзефович. Все это люди, вне всякого сомнения, достойные и мыслящие традиционно, что и наложило отпечаток на "длинный список", куда вошли вещи не самые яркие, но и борозды не портящие.

И, наконец, в третьих, букеровский оргкомитет опять-таки довольно часто меняет правила игры. В этом году, например, "длинный список" премии, который раньше был безразмерным, волевым усилием жюри сократился до 23 номинаций, а вообще в "шорт-лист" отныне может входить не более 24 произведений, что, впрочем, не исключает новых изменений правил в будущем.

Однако, как бы ни критиковали "Русский Букер", а ругать его стало почти привычкой в критике, он сохраняет за собой обаяние и весомость старейшей независимой премии России, и его, как первую любовь, не забывает сердце ни одного уважающего себя литературного журналиста. Скромное обаяние "Букера" заключается еще и в том, что его лауреат становится известен в самом конце года, в декабре, когда уже отшумели другие крупные премии: "Национальный бестселлер", "Ясная Поляна", "Большая книга". "Букер", таким образом, венчает собой литературный год, раздает последние предновогодние призы и ставит точку в нелегкой премиальной работе, суть которой так или иначе сводится к тому, чтобы награждать одних и обижать других.

В этом году жюри премии под председательством Евгения Сидорова явно постаралось максимально смягчить эту несправедливость и заведомо включило в "длинный список" те романы, которые не оценили другие премии на уровне "шорт-листов". Сюда вошли "Цена отсечения" Александра Архангельского, "Отражение комнаты в елочном шаре" Леонида Бежина, "Сладкие весенние баккуроты" Юрия Вяземского, "Камергерский переулок" Владимира Орлова, "Библиотекарь" Михаила Елизарова, "Спать и верить" Андрея Тургенева.

"Короткий список", объявленный вчера в гостинице "Золотое кольцо", не стал сенсацией, но и не вызвал раздражения:

"Армада" Ильи Бояшова, "Библиотекарь" Михаила Елизарова, "Щукинск и города" Елены Некрасовой, "Таблетка" Германа Садулаева, "Будьте как дети" Владимира Шарова и "Графоманка" Галины Щекиной.

Литература