Василий Петрович Грязев одинаково хорошо проектировал как пистолеты, так и пушки.
Рожденные его талантом уникальные боевые автоматы и охотничьи ружья были для Грязева чем-то одухотворенным. Он чувствовал некую скрытую для всех остальных суть оружия, и оно, казалось, отвечало ему взаимностью.
Первым его творением в соавторстве с Аркадием Шипуновым была авиационная пушка ГШ-23. Конструкторы знают о "генеральском эффекте", когда при сдаче нового образца высокой комиссии обязательно случается поломка. Так вот, когда сдавали ГШ-23, злополучного эффекта не случилось, пушка отстрелялась на пять баллов. Как вспоминал Василий Петрович, после того как комиссия удалилась, он подошел к ГШ-23. И увидел разрыв важнейшего узла, который случился на последнем выстреле и никем замечен не был. По словам конструктора, пушка словно говорила ему: "Извини, держалась до последнего, больше не смогла". У Грязева тогда на глаза навернулись слезы.
Невероятно, но за все время у сдаваемых изделий Грязева "генеральского эффекта" не случалось, перед комиссиями любого ранга его пушки, пулеметы, автоматы, пистолеты стреляли безотказно. Такого в оружейном мире просто не бывает, а у него было.
Родился, вырос, получил образование и всю свою жизнь проработал Василий Петрович в Туле. Еще в институте познакомился с Аркадием Георгиевичем Шипуновым, ставшим позднее крупнейшим организатором оборонного производства и выдающимся конструктором. Тандем двух тульских гениев обеспечил нашу страну оружием, превосходящим по своим характеристикам все мировые аналоги.
Первыми шестиствольные пушки разработали американцы. Однако все их конструкции были и остались очень тяжелыми и громоздкими. Тем не менее на вооружении они стоят, так как лишь их скорострельность обеспечивает защиту кораблей от крылатых ракет.
Когда Грязев и Шипунов в Тульском КБП приступали к проектированию своих шестистволок, то смогли совершить настоящую техническую революцию, разработав принципиально новый привод вращения стволов.
Американский 20-мм "Вулкан" имеет скорострельность 100 выстрелов в секунду. Наш 23-мм ГШ-6-23 достиг 200 выстрелов. 30-мм шестиствольные пушки западного производства имеют максимальную скорострельность 4000 выстрелов в минуту, ГШ-6-30К - шесть тысяч. А у новейших образцов ГШ скорострельность превышает 10 тысяч выстрелов в минуту.
Корабельные зенитно-ракетные комплексы "Каштан", оснащенные шестиствольными ГШ, создают такую стальную завесу, что преодолеть ее не может сегодня ни одна противокорабельная ракета.
Грязев участвовал в проектировании автоматического гранатомета АГС-30, снайперских винтовок ВСК-94 и ОСВ-96, автомата 9А-91, пистолетов-пулеметов ПП-9М, ПП-93, ПП-2000. Одной из последних разработок стал самый легкий в мире 9-мм пистолет ГШ-18.
Диапазон творческих возможностей Василия Петровича был уникален даже в мире даровитых оружейников. Пожалуй, никому больше не удалось реализовать свои идеи и в пушечном вооружении, и в легком стрелковом, и в пистолетном, и даже в охотничьем. Созданное им оружие еще не одно десятилетие будет надежно служить защите Отечества. И это лучшая память об одном из самых выдающихся инженеров России.