Вчера "Российские железные дороги" и Федеральное агентство железнодорожного транспорта подписали первое инвестиционное соглашение. Речь идет о повышении пропускной способности на Дальнем Востоке и организации скоростного пассажирского движения от Санкт-Петербурга до Финляндии. На реализацию этих проектов из Инвестфонда будет выделено 45,5 миллиарда рублей, то есть 35 процентов от их стоимости.
Как отметил недавно назначенный глава Росжелдора Геннадий Петраков, сейчас уделяется особое внимание развитию Дальнего Востока, строительству терминалов в крупных портах региона Ванино, Советская Гавань. Реконструкция участка "Оунэ - Высокогорная" со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке "Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань" позволит к 2020 году повысить объем грузовых перевозок более чем в 4,5 раза, до 60 миллионов тонн в год. Например, через порт Ванино можно будет осуществлять больше поставок на Сахалин, Магадан, Камчатку, ведь там нет железных дорог. Эта ветка позволит развивать горнодобывающее и обогатительное производства Восточной Сибири и Дальнего Востока. На проект выделяется 17,6 миллиарда государственных рублей, а общая его стоимость - 59,9 миллиарда рублей.
Что касается скоростной линии между Северной столицей и Финляндией, то, по мнению руководителя Росжелдора, направление более чем востребованное. С 1999 по 2006 годы объем перевозок пассажиров на нем возрос в 1,8 раза. По прогнозам экспертов, в 2015 году им будут пользоваться до 480 тысяч человек в год. Участники проекта надеются сделать путешествие из Петербурга в Финляндию быстрым и комфортным. Время в пути сократится с шести до трех с половиной часов. Кроме того, планируется обеспечить быструю доставку грузов в российские порты Финского залива. По словам Геннадия Петракова, "скоростная магистраль даст начало новому железнодорожному сообщению между севером и югом Европы". Из Инвестфонда на скоростной проект запланировано 28 млрд рублей (35 процентов от общей стоимости проекта). Общая стоимость проекта составляет 79,7 млрд рублей, из них 29,4 млрд рублей - затраты на организацию скоростного движения, а 50,3 млрд рублей - затраты на вынос грузового движения.
По словам президента РЖД Владимира Якунина, эти два проекта "реальная работа, реальное воплощение идеи государственно-частного партнерства, о котором так много говорилось, но которое не очень часто встречается". Между Росжелдором и компанией, основным акционером которого является государство, это первое соглашение, связанное со средствами Инвестфонда. Как отметил Якунин, эти два проекта будут выполнены, невзирая на проблемы на мировых финансовых рынках. Он подчеркнул, что и для создания 20 тысяч километров инфраструктуры тоже требуется государственно-частное партнерство.
Согласно Стратегии развития железнодорожной дороги до 2030 года предполагается реконструкция участка Санкт-Петербург - Москва и организация там сверхскоростного движения. В следующем году планируется запустить в опытную эксплуатацию скоростной поезд на участке между столицей и Нижним Новгородом. А к 2013 году сократить время в пути с 4,5 до 3 часов. В Белгородской области, по словам Геннадия Петракова, идет подготовка к началу строительства железной дороги на участке в 748 км. Уже резервируются и выкупаются земли.
Однако, по словам Якунина, в октябре РЖД представит в правительство проект по сокращению инвестпрограммы на 2009 год. "Это фактически будет не сокращение, а перенос средств с 2009 на 2010 год", - сказал он. Непривлечение заемных средств повлекло за собой сокращение инвестпрограммы. "Западные рынки закрылись, поэтому привлекать заимствования стало труднее, - отметил он. - Ориентировочно это будет 100 млрд рублей". По предварительным данным, инвестпрограмма компании на 2009 год составляет около 500 миллиардов рублей.