Сегодня в Мурманске произойдет знаковое событие - остановится реактор самого знаменитого в мире атомного ледокола "Арктика". На этом активная эксплуатация судна будет завершена.
К "Арктике" во многих случаях применимо слово "первый". Этот ледокол стал первым судном второго поколения российских атомоходов. Он был заложен на стапелях Балтийского завода 3 июля 1971 года. Экипаж "Арктики" - 150 человек - впервые участвовал в постройке ледокола, что позволило морякам быстро освоить новую технику.
В октябре 1976 года, через год после ввода в строй, наступил первый звездный час "Арктики". Атомоход освободил из ледового плена ледоколы "Ермак" и "Ленинград" и два сухогруза - "Челюскин" и "Капитан Мышевский". А 17 августа 1977 года атомный ледокол первым из надводных судов достиг Северного полюса. Знаменитый ледовый капитан Юрий Кучиев у подножия флагштока с государственным знаменем прикрепил тогда древко флага экспедиции Георгия Седова, которая не смогла дойти до полюса.
По итогам этого исторического рейса весь экипаж "Арктики" был награжден орденами и медалями, - подобных примеров в истории мореплавания найдется немного. Еще один рекорд "Арктика" установила уже в постсоветское время. Ровно год - с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000-го атомоход, не заходя в родной мурманский порт, занимался проводкой судов по Севморпути.
Как пояснили корреспонденту "РГ" в отделе внешних связей ФГУП "Атомфлот", больше "Арктика" на ледовые трассы не выйдет. Но говорить о ее списании "на иголки" рано. В ближайшее время атомоход будет находиться в отстое. На нем останется экипаж. Не исключено, что судно будет использоваться для проведения научно-исследовательских или иных работ. Но решение том, в какой форме будет продолжена эксплуатация "Арктики" пока не принято.
Стоит сказать, что первый в мире атомоход "Ленин", построенный в 1959 году, был выведен из активной эксплуатации ровно через 30 лет.