Мэр Юрий Лужков пообещал вдохнуть новую жизнь в музей ретроавтомобилей. В ходе традиционного субботнего объезда столичный градоначальник приехал на Рогожский Вал, где с 2003 года находится музей ретротехники.
Лужков с супругой, как известно, большие поклонники старинных авто. Только что экипаж Лужков-Батурина участвовал в ретропробеге по старой и новой Москве. Они с удовольствием принимают участие в международных ралли, активно поддерживают идею устройства пробега по Золотому кольцу России. Сейчас в Москве несколько сотен ретромашин, из которых многие уникальны. Но хранятся где попало. Например, в частных гаражах, что небезопасно, ведь эти машины бесценны. Есть один небольшой музей на 30 авто в Кузьминском парке, и вот этот - на Рогожском Валу, владение 9/2. Но здесь пока могут разместиться всего 45 машин.
Когда-то в этом здании было железнодорожное депо, потом - автокомбинат N 4. Одно время хотели вообще снести постройку. Но, к радости коллекционеров, в 2003 году 2,5 гектара земли и бывшее депо отдали под музей ретроавтомобилей. Сюда владельцы стали привозить свои раритеты на колесах. Во-первых, под охраной, а во-вторых, ими могут полюбоваться посетители, что владельцам приятно.
"Сюда приходят люди, интересующиеся историей, - говорит Евгений, у которого в коллекции более 60 старинных автомобилей. - Я с удовольствием их показываю гостям". Сейчас в музее находятся уникальные экспонаты. Например, одна из первых "ласточек" отечественного автопрома. К сожалению, это только копия, но собранная из оригинальных частей. В начале ХХ века во многих странах уже существовала своя автомобильная промышленность, а в России еще не было. 40 иностранных фирм предлагали построить у нас завод и начать сборку автомобилей для России. Но Николая II такая идея не грела - хотелось, чтобы машины были отечественными. Тогда он предложил устроить гонку Москва-Санкт-Петербург. Специально для нее на заводе "Руссобалт" (был такой под Ригой) сконструировали первый российский автомобиль. По чудесному стечению обстоятельств именно он и доехал без поломок и с довольно приличной скоростью 65 км/час до финала. Но массовое производство этих авто не заладилось. Зато на Рогожском Валу сегодня можно увидеть, как они выглядели.
Здесь же стоит роскошный бордово-бежевый "Хадсон" 1936 года выпуска. Эту машину американцы в знак признательности за легендарный перелет преподнесли Валерию Чкалову. Правда, говорят, он на этой машине так и не рискнул ездить. Боялся навлечь гнев Сталина.
А на огромном черном "Линкольне" передвигался по Москве Вячеслав Молотов. Машина могла развивать скорость до 160 км/час. "Бьюик" ограниченной серии - тоже черного цвета - в свое время принадлежал самому Берии. Для 40-х годов это была совершенная машина. Самое интересное, что и она, и другие - до сих пор на ходу, могут колесить по Москве. Вот уж действительно, делали их на века. Ну и нынешние владельцы стараются содержать их в порядке.
Ознакомившись с нынешней экспозицией, Юрий Лужков заявил: "Мы планируем построить на месте нынешнего ангара настоящий музей примерно для 500 ретроавтомобилей, преимущественно отечественных.
По его словам, нынешнее здание не является объектом исторической застройки и памятником архитектуры. "Арочная структура здания сохранится, но само оно будет иметь два-три этажа, чтобы вместить как можно больше ретротехники", - заметил мэр. Он считает, что в новом музее помимо экспозиционной части должен работать клуб любителей ретроавтомобилей, а также школа, где молодые москвичи смогут изучать их устройство, работать с техникой. По оценке градоначальника, обновленный и расширенный музей сможет открыть двери для посетителей примерно через три года.