06.10.2008 03:50
Власть

Прикаспийские государства создадут банк совместных инвестиционных проектов

Прикаспийские государства создадут банк совместных инвестиционных проектов
Текст:  Михаил Чкаников
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4765)
Читать на сайте RG.RU

Вопрос о создании Организации каспийского экономического сотрудничества не снимается с повестки дня. В конце прошлой недели он стал предметом обсуждения на первой межправительственной экономической конференции прикаспийских государств в Астрахани.

Подводя итоги дискуссии, первый вице-премьер Виктор Зубков заявил, что эксперты продолжат обсуждать создание этой организации в рамках подготовки третьего саммита глав прикаспийских государств в Баку. Очевидно, согласовать позиции пяти таких разных стран, как Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения, - задача непростая и нескорая. Однако общее Каспийское море предполагает тесное региональное сотрудничество, - признали все участники конференции.

Каспий - это 10 миллиардов тонн только доказанных запасов нефти и около 5 процентов всего мирового газа. Здесь обитает большая часть всех осетров планеты и еще 100 видов рыб. В море развиваются транспортные коридоры "Север-Юг", связывающий Иран с Европой, и "Запад-Восток" между Азербайджаном и Среднеазиатскими странами. И в конце концов, извлекая выгоды из этого общего богатства, его необходимо как минимум не погубить.

При этом в силу понятных исторических причин пока не определен даже статус самого Каспия. Грубо говоря, не прочерчены границы государств в море, и дискуссия на этот счет не прекращается. К слову сказать, самая малая длина береговой линии - у таких серьезных игроков, как Россия (695 километров) и Иран (724 километра). А самая большая - у Казахстана (2320 километров). Так что "разделить" Каспий - непростая дипломатическая задача.

Комментируя итоги астраханской конференции, министр экономического развития Эльвира Набиуллина назвала ее "удачной и плодотворной" и заявила журналистам, что достигнуты вполне конкретные результаты.

Решено, например, создать банк совместных инвестиционных проектов и, оценив уже имеющиеся возможности финансирования, обсудить возможность создания "совместного финансового института". Возможно, это будет общий прикаспийский банк.

В свою очередь министры транспорта прикаспийских государств договорились обсуждать совместные проекты на регулярных ежегодных сессиях. По словам Эльвиры Набиуллиной, принято решение о создании некоммерческого партнерства по развитию транспортного коридора "Север-Юг", благодаря которому наши партнеры получат выход в Черное море по внутренним водам России. Министр транспорта Игорь Левитин пояснил, что прежде разрешения на проход по российским рекам и каналам приходилось ждать 3-4 месяца, а теперь принято решение принимать заявки "оптом" - на год вперед.

Отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о выгодах такого сотрудничества, Игорь Левитин отметил, что российские перевозчики не в состоянии "взять на себя" весь объем грузов из прикаспийских государств в Черное море и обратно. К тому же нам вообще выгоден транзит - российские порты заработают на обслуживании иностранных судов.

Кстати, если такие перевозки получат развитие, Волго-Донской канал не выдержит нагрузки и потребуется создание дополнительной артерии. Возможно, потребуется строительство канала "Евразия", как предлагает Казахстан. Или создание дополнительных, более современных шлюзов на Волгодоне.

Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний остался вполне доволен итогами заседания "рыбной" сессии. Межведомственная комиссия прикаспийских государств, определяющая, например, общедопустимые уловы осетровых, действует с начала девяностых. Однако ее решения носят характер рекомендаций для рыбаков прикаспийских государств. Наша сторона предложила заключить межправительственное соглашение по использованию биологических ресурсов Каспийского моря. Этот документ по статусу выше национальных законов. И предполагает, например, совместные усилия по рыбоохране.

Естественно, в кулуарах конференции обсуждались и проблемы, выходящие далеко за рамки Каспийского региона. Заместитель министра финансов Дмитрий Панкин заявил журналистам, что хотя в целом наша страна справится с последствиями мирового финансового кризиса, минфин ожидает дальнейшего увеличения стоимости кредитов и ужесточения требований к заемщикам.

Однако Эльвира Набиуллина еще раз сообщила, что минэкономразвития пока не пересматривает прогнозы социально-экономического развития страны. "Переход к однозначным показателям инфляции - достижимая и реальная цель", - заявила Эльвира Набиуллина и подчеркнула, что от уровня инфляции зависит уровень процентных ставок, а значит, в конечном счете темпы экономического роста.

А вот Алексей Миллер отказался говорить с журналистами о чем-либо, кроме Астрахани. В эти дни празднуется 450-летие города, и глава "Газпрома" осматривал набережную, которую срочно на питерский манер одевают в гранит. В этом году "Газпром" вложил в социальные проекты на территории Астраханской области 6,5 миллиарда рублей, и углеводородные деньги "видны" повсюду. По мнению Алексея Миллера, новое строительство показывает, как вскоре будет выглядеть вся Астрахань - лицо России на Каспии.

Участники конференции, кстати, приняли участие в озеленении города. Посадив свое деревце, Виктор Зубков решил посмотреть, как идут дела у других.

- Помочь, Эльвира? - спросил он у министра экономического развития России.

- Сами справились, - довольно ответила изящная Эльвира Набиуллина, ловко орудуя лопатой.

Позиция Макроэкономика Вице-премьеры