Неформальный лидер американских неоконсерваторов Ричард Чейни - "вероятно, самый опасный вице-президент в американской истории". Такую нелестную характеристику дал действующему вице-президенту страны сенатор-демократ Джозеф Байден, рассчитывающий сменить Чейни на втором по значению государственном посту в США.
Эта фраза стала, пожалуй, самой броской и запоминающейся в дебатах, которые Байден провел со своей соперницей-республиканкой, губернатором штата Аляска Сарой Пэйлин. Та в свою очередь довольно неожиданно и смело заявила, что вице-президентские полномочия в США не мешало бы расширить.
Главным итогом словесной дуэли, которую с нетерпением ждала, без преувеличения, вся Америка, стало в целом вполне уверенное выступление Пэйлин. Для нее это была решающая "проверка боем". И она ее успешно выдержала. Более того, по ходу дебатов она не раз перехватывала инициативу у несравненно более опытного оппонента.
Ранее несколько неудачных для Пэйлин интервью оставили впечатление, что она не только "плавает" во многих важных вопросах внутренней и внешней политики, но и пытается прикрывать отсутствие знаний набором пустых и бессвязных фраз. После того как эти интервью стали объектом язвительных и очень смешных пародий, всерьез зазвучали голоса о том, что Пэйлин лучше не позорить себя и своего старшего партнера, а добровольно снять свою кандидатуру. Теперь такие призывы, несомненно, утихнут.
Перед словесной дуэлью с Пэйлин Байдена, известного некоторой невоздержанностью на язык, предупреждали, чтобы он не слишком лихо "разделывался" с неопытной соперницей и не создал ей ненароком ореол жертвы.
Этого не произошло по двум причинам. Сенатор держался безупречно и, по отзывам специалистов, провел один из лучших раундов дебатов в своей карьере. Однако и Пэйлин отнюдь не производила впечатления робкой дебютантки. Наоборот, она не упускала ни одной возможности атаковать Байдена, козыряя при этом как своей "близостью к народу" - в том числе и фразеологической, так и тем, что ее соперник, который сам участвовал в отборочном этапе президентской предвыборной гонки, не раз тогда критиковал Обаму. По ее словам, в ряде вопросов, включая стратегию войны в Ираке, он даже был ближе к Маккейну.
В целом, по единодушному мнению наблюдателей, споры на иракскую тему были самыми жаркими во всех дебатах. Дополнительный внутренний драматизм им придавало то обстоятельство, что у Пэйлин старший сын-солдат уже находится в Ираке, а сын Байдена вот-вот направится туда в составе своего подразделения Национальной гвардии США.
Россия в вице-президентских дебатах не упоминалась вообще. Это отчасти странно, потому что одни из наиболее нашумевших прежних высказываний Пэйлин касались именно географического соседства Аляски с Россией, якобы обеспечивавшего губернатору американского штата определенный внешнеполитический опыт.
По свежим следам наблюдатели отдают безоговорочную содержательную победу Байдену, но в ней и изначально никто не сомневался. Вопрос, пожалуй, лишь в том, что сильнее повлияет на избирателей: убедительные доводы сенатора или личное обаяние аляскинской губернаторши.