06.10.2008 02:00
Общество

В Москве старинная усадьба превратилась в караван-сарай

Усадьба XVIII века на Таганке приросла пятиэтажным самостроем
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4765)
Читать на сайте RG.RU

Казалось бы, в безобразной истории с памятником на Таганке поставлена жирная точка. В июне суд постановил изъять у недобросовестного собственника Анны Зарицкой городскую усадьбу конца XVIII века Колесникова-Саргиных-Шапатиной на Таганской площади, 88.

Конечно, не за так - путем выкупа, но с вычетом затрат на то, чтобы вернуть памятнику первоначальный облик. А над восстановлением придется немало потрудиться: купеческая усадьба, попав в частные руки, превратилась в караван-сарай под железной гофрированной крышей. По заключению комиссии Москомнаследия: фасад порушен, портики снесены, вместо деликатной треугольной мансарды владелица пристроила лишний этаж, а прямо возле фундамента вырыт котлован, в который главное здание может сползти... Уже тогда начальник правовой экспертизы Москомнаследия Борис Гавриленко заподозрил: "Явно, хотят сделать пристройку, чтобы еще больше расширить площадь". На суде адвокат хозяйки прямо заявлял: здание куплено с коммерческой целью. Известно, квадратные метры на Таганке золотые: все сдано в аренду. Тут и "Вулканы" игорных страстей, ресторанчики, турбюро, конторы...

После суда глава Москомнаследия Валерий Шевчук заявил: усадьба будет отреставрирована за счет города. Все радовались: "Такой прецедент, впервые в России"... Дело было в июне, а уже в сентябре на месте того самого котлована выросла... пятиэтажка, прилепленная к усадьбе. То есть пока суд да дело, работы на Таганской площади, 88, не прекращались.

И ведь нельзя сказать, что власть бездействует. Городская комиссия по пресечению самовольного строительства принимала решение о прекращении работ и сносе пристроек. Инспекторы ОАТИ (Объединения административно-технических инспекций) вместе с управой Таганского района останавливали самострой. Однажды даже явились с "болгаркой" (в сопровождении милиции) и заварили ворота, через которые машины со стройматериалами въезжают на стройплощадку. Наконец, Таганский районный суд встал на защиту памятника. И что? А ничего. Зарицкая слушает да ест, то есть расширяет площадь под аренду.

Больше того - она послала в Москомнаследия фотографии стройки, которая идет по соседству: мол, не я одна такая...

"Ну что, нам самим скинуться, нанять бульдозер и снести эту пристройку?" - возмущался глава Москомнаследия на недавней пресс-конференции.

Выходит, ни суд, ни управа, ни прокуратура, ни милиция, ни Москомнаследия не в силах остановить "партизанщину" на Таганке. Все принимают решения, а действий не следует. Разве что очередные проверяющие шугнут строителей (судя по всему, работы ведутся частным способом) - гастарбайтеры разбегутся, а потом тайком возвращаются. "Прямо партизанщина", - удивляются в ОАТИ. Наивно спрашиваю: "А снести пристройку нельзя?" "А как в центре города ломать конструкции, соприкасающиеся с памятником? - разводят руками в инспекции. - Мы недавно направили обращения в прокуратуру и Москомнаследия: примите меры"...

Впрочем, речь сейчас даже не о пристройке. Тут, похоже, отдельное дело. Но почему не выполняется решение суда, и усадьба до сих пор не изъята у собственника? Как пояснила нам Ольга Решетникова, начальник юридического отдела Москомнаследия, в Федеральном законе N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не прописан механизм, как осуществляется изъятие у собственника. Нет пока такой практики - не зря же говорим о прецеденте. Да, город выкупит памятник, но за вычетом реставрационных работ. Для этого нужна оценка нанесенного ущерба. А чтобы ее сделать, необходим проект реставрации. Причем его должны сделать проектировщики-реставраторы. А среди них надо провести конкурс... В общем, процедура займет не меньше полугода.

Похоже, адвокаты госпожи Зарицкой хорошо знакомы с этими сложностями...

Будем справедливыми: столичные власти взялись за наведение порядка с памятниками истории и культуры. Сегодня все действия арендатора или собственника такого объекта должны согласовываться с Москомнаследия. За нанесение ущерба памятнику предусмотрен штраф до 1 миллиона рублей. А в особо вопиющих случаях (вроде описанного) возможно даже лишение прав собственности. На контроле Москомнаследия - уже 28 таких случаев, где незаконно пристроены мансарды, этажи и подвалы. Но выиграть в суде - еще полдела. По мнению Шевчука, надо упростить порядок принятия мер в отношении вандалов.

Вот на что надеется самовольная хозяйка таганской усадьбы? Что ей вернут собственность? Вряд ли. В ОАТИ высказали предположение, что расчет у собственника простой: пока суд да дело, да конкурсы, пристройка будет готова и сдана в аренду. Так что госпожа Зарицкая с лихвой отобьет вложенные деньги. А памятник - что? "Он же каменный" - потерпит. Тем более что впереди еще судебное разбирательство по пристройке...

История Москва Столица