За последнюю неделю несколько европейских и японских банков получили экстренную поддержку со стороны правительств. Европа в общей сложности за неделю влила в банковскую систему порядка 50 миллиардов евро, Япония добавила два триллиона иен (19 миллиардов долларов). Дна, однако, еще не видно. И в этой связи глава кабинета министров Португалии Жозе Сократиш вслед за своей германской коллегой Ангелой Меркель возложил ответственность за мировой экономический кризис на Вашингтон и призвал госдеп США принять неотложные меры по его сдерживанию.
Проблема в том, что власти США сделать этого не могут. Вливание для спасения финансовой системы 700 миллиардов долларов - это спасение самих виновников кризиса. На носу выборы, а налогоплательщики, во-первых, не жаждут за свой счет спасать заигравшихся на биржах "жирных котов" с Уолл-стрит. Во-вторых, по большому счету лишние 700 миллиардов можно получить, включив бумажный станок, печатая не обеспеченные никакими активами купюры и таким образом еще больше усугубляя ситуацию. Продавать свои активы иностранным инвесторам дельцы с Уолл-стрит, равно как и сама американская администрация, не желают. Речь идет о защите стратегических интересов страны. Лучше уж банкротство, за которое частично расплатятся те же инвесторы.
Тем не менее конгресс сдался. Частичное спасение невозможно, считает глава минфина США Генри Полсон. Если принимать экстренные меры, то целым пакетом, тем самым, который лихорадочно готовился в течение нескольких последних дней. Напомним: он включает в себя выделение из бюджета 700 миллиардов долларов для выкупа потерявших ликвидность инвестиционных облигаций коммерческих банков. Предполагается создание надзорного органа для контроля за использованием выделенных сумм и введение ограничения на выплату премиальных руководителям частных банков и компаний, которые будут получать госпомощь в рамках указанной программы. Последний пункт как раз и вызвал вал негодования в стране, граждане которой не понимают, за что руководители, доведшие компании фактически до банкротства, должны получать какие бы то ни было премиальные.
Что касается Европы, правительства стран пошли, конечно, на принятие экстренных стабилизационных мер. В обмен на бюджетные вливания правительства получат пакеты акций тех самых банков, которые оказались на грани. Более того, в Великобритании уже объявлено о национализации крупного ипотечного банка Bradford & Bingley. Для сохранения стабильности правительство готово национализировать его ипотечную часть, то есть кредиты и обязательства. Депозиты будут переданы другому британскому банку, Abbey National, который принадлежит испанской группе Santandent. Частных вкладчиков эта сделка не затронет, обнадежило британское правительство граждан. Но, скорее всего, пока не затронет, так как это уже второй британский банк, который был национализирован в ходе кризиса.
На днях на грани банкротства оказался и его германский коллега Hyro Real Estate, получивший, по словам его менеджеров, многомиллиардный кредит от консорциума немецких банков. Правда, о каких банках идет речь, сотрудники сообщать не стали. Вместо них выступило правительство страны, заявив, что оно стало гарантом предоставления кредитной линии в 35 миллиардов евро.
Президент Франции Николя Саркози в качестве безотлагательной меры призвал глав банков и страховых компаний страны "обеспечить финансирование экономики", передает ИТАР-ТАСС. В ближайшие дни французское правительство намерено объявить о новых решениях в кредитной сфере. Правда, детали этого плана Елисейский дворец держит в тайне. Но, в частности, сказал Саркози, государство придет на помощь французским гражданам, а также малым и средним предприятиям.
Глава японского кабинета министров Таро Асо, в свою очередь, призвал спасать сегодня реальную экономику и финансовую систему страны. А президент Японского банка Масааки Сиракава на экстренном совещании констатировал, что свободная долларовая ликвидность на мировом рынке сейчас "практически высохла".
В этой связи центральные финансовые организации ведущих стран мира приняли решение о вливании в глобальную кредитную систему порядка 620 миллиардов долларов, помимо тех 700 миллиардов, которые, по их разумению, обязаны вбросить в рынок власти Вашингтона, откуда пошел мировой финансовый кризис. В этой схеме участвуют 10 центральных финансовых учреждений, включая Японский банк, Европейский центральный банк и Федеральную резервную систему США.